Основная проблема, которую озвучили инвесторы, это отсутствие необходимого бурового оборудования.
Сапожник без сапог, или что-то в этом роде.
Действительно, проблемка там есть.
Это слишком малые глубины.
Не каждую буровую установку, имеющуюся на Каспии можно использовать на таких глубинах.
«Палочка – выручалочка» - это мелкосидящая буровая баржа Сункар, которая сейчас эксплуатируется на Кашагане.
Модернизированная в Астрахани в 1999 году буровая баржа Сункар, адаптирована для работы в условиях мелководья, типичных для Северо-Восточного Каспия.
Баржа была обновлена на 75%, включая буровое оборудование, мачту, жилые помещения, вертолетную площадку.
Ее корпус был значительно увеличен, что позволяет назвать Сункар самой крупной погружной баржей в мире, и что важно, на ней было дополнительно установлено высокотехнологичное оборудование для защиты окружающей среды.
Но, даже это не спасало Сункар от экологов Казахстана.
Постоянные разливы нефти, сброс вод.
Но, Сункар – на Кашагане, а имеющаяся буровая Лотос, пробурившая несколько скважин в сходных с Жамбаем условиях, не обладает таким оборудованием для защиты окружающей среды.
В проект Жамбай входят блоки Жамбай Южный и Южное Забурунье, расположенные в казахстанском секторе Северо-Восточного Каспия.
Участниками проекта являются КазМунайГаз (50%), Repsol (25%), ЛУКОЙЛ Оверсиз (12,5%) и Sinopec (12,5%).
СРП по Жамбаю было подписано в декабре 2001 года.
ЛУКОЙЛ уже объявил о выходе из 2-х геологоразведочных проектов на Каспии.
Жамбай - это последний геологический проект ЛУКОЙЛА на Каспии.
Останутся 7 добывающих и 1 инфраструктурный.
Активный вход ЛУКОЙЛа в каспийские проекты был в 2005 году, когда компания купила акции канадской Nelson.
Сейчас, после 10 лет работы участники консорциума «разводят руками», не проявляя инициативы.
За прошедшее время так и не удалось достаточно оценить ресурсную базу участка.
Недостаточен объем сейсмики, слабо изучена геология северо-восточной части Каспия.
Инвесторы говорят, что закрывают проект, так как им не продлили срок проведения геологоразведочных работ, а действие соглашения о разделе продукции (СРП) завершилось.
С.Мынбаев это не подтверждает.
Нужно сказать, что при закрытии проекта инвесторы обязаны заплатить заранее оговоренный штраф пропорционально долям участия в проекте.
Но, видимо, инвесторов это пугает меньше, чем перспектива продолжения участия в проекте.