III Международный форум «Морская Индустрия России» проводится с 23 по 25 мая 2012 г в выставочном комплексе Гостиный двор.
Развитие морской индустрии России приобретает особую актуальность.
Россия входит в число мировых лидеров по запасам и добыче нефти и газа. Сегодня в России производится 7-я часть первичных энергоресурсов планеты. На ее территории сосредоточено 12,9% мировых разведанных запасов нефти и 36,4% – газа.
Но запасы, расположенные на суше, истощаются и если Россия намерена сохранить за собой статус одного из ведущих экспортеров угле-водородного сырья, она должна интенсифицировать проведение геолого-разведочных работ в восточной Сибири и на шельфах России.
Именно эти территории в ближайшем будущем будут обеспечивать страну нефтью и газом.
В этом свете особую актуальность приобретают вопросы обеспечения отрасли технологиями и оборудованием, в том числе для нефтегазового судостроения.
Сегодня о проблемах и перспективах судостроения говорили участники форума «Морская индустрия России», собравшиеся в Гостином Дворе.
Директор компании Технолог ГмбХ А. Делиус рассказал о проекте Аврора Борреаллис с прогрессивным динамическим позиционированием во льду. Проект включает 3 судна в одном: ледокол, научно-исследовательское судно и судно для бурения. Проект был впервые представлен публике в декабре 2008 г. Международная группа учреждений и организаций, объединенных в Европейский Исследовательский Ледокольный Консорциум (ERICON) и финансируемых Европейским Союзом, подготовила планы на строительство и эксплуатацию судна. Завершить проект планируют в 2014 г.
Судно должно выполнить 3 задачи: осуществить автономную навигацию в покрытых льдом водах Арктики и Антарктики, содействовать проведению научных исследований в полярных и неполярных регионах в области океанографии, геологии, биологии, гляциологии, метеорологии, геофизики, физики атмосферы и батиметрии, автономно выполнять бурения в полярных и неполярных регионах. Все эти задачи необходимо решить за год.
1-й замгубернатора Мурманской области А. Тюкавин рассказал о роли предприятий области в арктических морских проектах. Внутренние перевозки по трассам северного морского пути в 2011 г составили 2,2 млн. тонн.
По СМП проведены самые крупные за время эксплуатации трассы суда: танкер Владимир Тихонов, принадлежащий Совкомфлот, дедвейтом 162 тыс. тонн, с грузом газоконденсата 120, 843 тыс. тоннн; балкер Sanko Odyssey, принадлежащий японской компании Sanko Line, дедвейтом 75 тыс.тонн, с грузом 66, 343 тыс.тонн железорудного концентрата Еврохим (порт погрузки Мурманск).
Танкер Palva, дедвейтом 74 тыс. тонн, принадлежащий Neste Oil, с грузом газоконденсата 59, 313 тыс. тонн, проведен по трассе за рекордное время: всего за 6,5 суток со средней скоростью около 14 узлов. (Рейс проходил во второй половине сентября: самое благоприятное для проводки время, что позволило Штабу морских операций выбрать маршрут плавания полностью по чистой воде. Погрузка осуществлялась в порту Витино).
Танкер Perseverance, дедвейтом 73 тыс. тонн, с грузом нефтепродуктов впервые в истории СМП совершил три транзитных рейса по трассе за одну арктическую навигацию: 2 рейса с Запада на Восток (погрузка осуществлялась в порту Витино) и 1 рейс с Востока на Запад.
Заместитель гендиректора ФГУП «Центральный НИИ им. А.Н. Крылова» Е Апполонов в своем докладе остановился на научно-технологической основе создания судов и морских сооружений для освоения Арктики. Среди актуальных направлений отметил разведку и разработку месторождений углеводородов на шельфе, вывоз углеводородов, добываемых на морских и береговых месторождениях, обеспечение транзитной навигации по трассам Севморпути, специализированные и комплексные научные исследования, экологическая реабилитация акваторий, а также решение задач обеспечения национальной безопасности.
Говоря об освоении шельфа нельзя не сказать об особенностях региона. Это сложность природно-климатических условий, недостаточность изученность региона, высокая степень влияния антропогенных и техногенных воздействий на уникальную экосистему региона, недостаток опыта практического создания морской техники для эффективной эксплуатации в Арктике, слабое развитие береговой инфраструктуры.
Также Е Апполонов остановился на вопросе критических технологий создания морских платформ для эксплуатации в Арктике. Это технологии определения ледовых нагрузок, моделирования ледяных образований с заданными свойствами, снижения ледовых нагрузок, новые конструкционные материалы, технологии сварки конструкций из хладостойких сталей больших толщин, средства и системы защиты от морской коррозии, технологии защиты грунта от размыва, автоматизированные системы мониторинга состояния конструкций и оборудования в процессе эксплуатации, защиты от взрывов и пожаров, средства спасения персонала в ледовых условиях, технологии сбора и утилизации отходов, постройки крупнотоннажных морских сооружений, проведения сложных транспортно-монтажных операций, тренажеры для отработки взаимодействия морских платформ с судами, автоматизированные системы координированного управления морскими объектами.
Значимость освоения богатств океана осознаётся практически всеми. В России как учёные, так и органы власти постоянно контролируют состояние процесса. Регулярно принимаются и детально проработанные программы, и законы и подзаконные акты, регулирующие работу на шельфе и определяющие наиболее приоритетные направления.
На каждом из этапов разработки месторождений применяется свое оборудование. В процессе разведочного бурения применяются автономные буровые машины, при разработке которых одним из главных требований является минимальное потребление энергии без ухудшения рабочих возможностей. Заказы на оборудование для работы на шельфе – один из крупнейших источников финансирования всего российского машиностроения. Для работы нужны и шельфовые буровые установки, и платформы, и множество вспомогательной техники. Нужны и математические модели процессов, геологические исследования и многое, многое другое.
Эксплуатационное бурение подразумевает наличие специально обустроенной территории и каналов энергоснабжения. Поэтому буровое оборудование рассчитано на питание от внешних источников электроэнергии. Еще одной важной особенностью этого вида работ является возможность бурения скважин с отклонением направления от вертикали. Благодаря этому появляется возможность сделать несколько скважин с одной платформы, увеличив ее отдачу.
Для увеличения прибыльности немаловажным является правильный подбор применяемых насосов, поскольку такие их характеристики, как износоустойчивость и экономичность влияют напрямую на суммарный доход предприятия.
Также обязательно необходим комплекс сервисного оборудования для проведения технического обслуживания всего оборудования на вышке, который позволяет своевременно определить степень износа всех узлов и элементов, а также произвести текущий ремонт.
Перспективы освоения шельфа России
Освоение нефтегазового потенциала восточно-арктического шельфа – одна из первостепенных задач, так как запасы, разведанные на шельфах дальневосточных и западно-арктических морей России не в состоянии обеспечить потребности страны в углеводородах. Кроме того, к стратегическим районам проведения исследований согласно «Программе регионального геологического изучения нефтегазоносности и недропользования на континентальном шельфе РФ до 2020 года» отнесены акватории Баренцева, Охотского и Карского морей.
В соответствии с «Долгосрочной государственной программой изучения недр и воспроизводства МСБ России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья» к 2020 году необходимо увеличить прирост промышленных запасов нефти до 1,3 миллиарда тонн, а к 2030 – более 2,15 миллиарда тонн. Это означает, что за 20 лет необходимо открыть более 100 месторождений нефти и газа с извлекаемыми запасами более 20 миллионов тонн.