Вопрос 10 лет. Алжир перестает быть нефтяной державой
Причинами такой стали просчеты в управлении нефтегазовой промышленностью Алжира и недостаточные инвестиции в сектор
Об этом 8 февраля 2021 г. сообщил Bloomberg.
В 2020 г. экспорт нефти и газа из Алжира упал на 30% и данная тенденция лишь набирает обороты.
По итогам января 2021 г. продажи сырой нефти упали до 290 тыс. барр./сутки, что на 36% меньше, чем в декабре 2020 г. и является рекордно низким показателем с 2017 г.
Причинами такой ситуации агентство Bloomberg называет просчеты в управлении нефтегазовой промышленностью страны и недостаточные инвестиции в сектор.
Министр экономического планирования Ш. Бельмихуба в интервью государственному радио Алжира предупредил о возможных последствиях.
Такое резкое сокращение экспорта нефти и газа может привести к тому, что в течение ближайших 10 лет Алжир может и вовсе прекратить продажу углеводородов за рубеж.
Алжир больше не является нефтяной державой, - заключил Ш. Бельмихуба.
Проблемы усугубляются тем, что для поддержания бездефицитного госбюджета Алжиру, по подсчетам МВФ, необходима цена на нефть на уровне 135 долл. США/барр.
Этот уровень выше, чем у других арабских стран-экспортеров нефти.
В настоящее время нефть сорта Brent торгуется на уровне в 2 раза ниже комфортной для Алжира, - 60 долл. США/барр., причем данная отметка была пройдена совсем недавно, впервые более чем за год.
Алжир, исполнявший роль председателя конференции ОПЕК в 2020 г., приложил большие усилия к заключению нового соглашения ОПЕК+ в апреле 2020 г.
Причем свою добычу Алжир начал сокращать еще до того, как соглашение вступило в силу, урезав добычу на 241 тыс. барр./сутки.
До начала действия соглашения ОПЕК+ в новой редакции, добычи нефти в Алжире составлял около 1,3 млн барр./сутки.
К концу 2020 г. ограничения в рамках ОПЕК+ были смягчены, для Алжира на данный момент объем сокращения составляет 181 тыс. барр./сутки, а сам размер квоты - 879 тыс. барр./сутки.
По всей видимости, свою квоту Алжир не выбирает и может упустить возможность для восстановления добычи в благоприятных рыночных условиях, когда благодаря старту массовой вакцинации и росту спроса в Китае, цены на нефть Brent с начала ноября 2020 г. выросли более чем на 50%.
По данным трейдеров, Алжир также не сумел воспользоваться ростом цен на сжиженный природный газ (СПГ), который фиксируется с середины января 2021 г. на фоне холодов в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Европе.
У Алжира не нашлось излишков СПГ для продажи на спотовом рынке.
По данным Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ), добыча газа в Алжире в 2019 г. упала до минимума за 10 лет или даже более.
Министр энергетики А. Аттар в августе 2020 г. предупреждал, что экономика Алжира сталкиваются с туманными перспективами, вызванными резким падением его основного источника доходов, экспорта природного газа, который может сократиться с 45 млрд м3/год в 2020 г. до 26 млрд м3/год в 2025 г.
В то же время Алжир использует больше газа на электростанциях из-за роста населения, оставляя меньше возможностей для экспорта.
Sonatrach ранее заявляла, что намерена в 2021 г. увеличить экспорт газа примерно на 25%, однако все усилия компании упирались в нестабильную ситуацию с руководством.
За последние 2 года у Sonatrach сменилось 4 главных исполнительных директора, а с 2010 г. - 12, что дестабилизирует управление как самой компанией, так и нефтегазовым сектором Алжира в целом.
Исправить ситуацию Алжир рассчитывает за счет привлечения иностранных инвестиций в энергетический сектор.
Однако Алжир остается одной из самых закрытых экономик Африки, и политики не хотят позволять международным компаниям усиливать контроль над ресурсами страны.
Алжир ведет переговоры с потенциальными инвесторами, включая российских, в т.ч. ЛУКОЙЛом, но власти страны опасаются утраты контроля над критически важным сектором экономики.
Автор: Е. Алифирова