20 лет назад, 5 июля 1999 г. начальник платформы дал разрешение на открытие 1й скважины.
Через некоторое время раздался долгожданный хлопок подожженного факела - начался процесс освоения скважины.
В торжественной церемонии принимали участие губернатор Сахалинской области И. Фархутдинов и замминистра топлива и энергетики В. Гарипов, другие представители российской стороны и акционеров компании.
В рамках реализации 1го этапа проекта Сахалин-2 платформа Моликпак была основным элементом производственно-добывающего комплекса Витязь.
В его состав входили плавучее нефтеналивное хранилище Оха, одноякорный причал и подводный трубопровод, который соединял все элементы комплекса.
Из-за суровых климатических условий Охотского моря добыча и отгрузка нефти была ограничена 6ю месяцами в году, в течение которых море свободно ото льда.
Оха была построена по специальному заказу, т. к. должна была выполнять сложную задачу: находиться на нефтяном месторождении рядом с добывающей платформой, от которой по подземному нефтепроводу поступала нефть через одноякорный причал, и отгружать углеводороды на танкеры-экспортеры.
С декабря 2008 г., после перехода на круглогодичную добычу нефти, платформа стала частью общей производственной цепочки проекта Сахалин-2.
С начала разработки месторождения на конец 2018 г. на платформе добыто более 38 млн т нефти.
Средняя добыча на платформе составляет 6,5 тыс. т/сутки (47,88 тыс. барр./сутки) нефти и 780 тыс. м3/сутки попутного нефтяного газа (ПНГ).
Сейчас Моликпак находится в режиме обновления: на объекте регулярно проводится реконструкция оборудования и модернизация различных систем.
В августе 2018 г. на платформе была проведена уникальная операция: в 1й раз в истории российской нефтегазовой промышленности на действующей морской платформе стационарный кран был заменен на новый с использованием временного строительного крана.
Производственные достижения платформы сопровождаются высокими показателями в области охраны труда, окружающей среды и в сфере безопасности.
В 2018 г. платформа Моликпак заняла 1е место по показателям ОТОС в ежегодном рейтинге концерна Shell.
На Моликпак впервые в России была применена практика 0-вого (минимального) сжигания ПНГ на факеле и нулевого сброса отходов в морскую среду.
Платформа представляет собой переоборудованную буровую установку, которая ранее использовалась в арктических водах у побережья Канады.
В 1998 г. платформа была отбуксирована из моря Бофорта в канадской Арктике через Тихий океан в Южную Корею, где была переоборудована для работы по проекту Сахалин-2.
Затем она была отбуксирована из Кореи в Россию и установлена на стальное основание, изготовленное на Амурском судостроительном заводе - для того, чтобы платформу можно было использовать в более глубоких водах на шельфе о. Сахалин.
С платформы Моликпак нефть через транссахалинскую трубопроводную систему поступает на терминал отгрузки нефти комплекса Пригородное.
Платформа Моликпак расположена в 16 км от побережья северо-восточной части о. Сахалин.
Характеристики платформы:
- ширина 120 м;
- вес более 37 500 т;
- размер палубы 73×73 м;
- жилые помещения платформы рассчитаны на размещение 134 постоянных и 30 временных рабочих;
- при установке платформы Моликпак в основание платформы в качестве балласта было засыпано 278 тыс. м3 песка;
- производственная мощность: нефть - 90 тыс. бар./сутки (11 538 т/сутки); попутный газ - 1,7 млн м3/сутки.
Платформа Моликпак осуществляет добычу на шельфе о. Сахалин в рамках соглашения о разделе продукции (СРП), заключенного в 1994 г.
Участниками проекта Сахалин-2 являются Газпром (50%), Shell (27,5%), японские Mitsui (12,5%) и Mitsubishi (10%).
В рамках проекта осваиваются Пильтун-Астохское и Лунское месторождения на северо-восточном шельфе о Сахалин и работает СПГ-завод мощностью 10 млн т/год СПГ (2 линии по 5 млн т/год).
Автор: Д. Савосин