Об этом сообщает Комитет по защите морской среды IMO.
Меры, одобренные Комитетом по защите морской среды на 83й сессии (MEPC 83) 7 - 11 апреля 2025 г., включают новый стандарт судового топлива и глобальный механизм ценообразования на выбросы.
Этот стандарт станет обязательными для крупных океанских судов водоизмещением более 5000 т, на долю которых приходится 85% всех выбросов CO2 в международных перевозках.
Речь, очевидно, идет и о нефтеналивных танкерах и танкерах - газовозах.
Схема снижения выбросов будет официально принята в октябре 2025 г., направлена на достижение 0 уровня выбросов углеродной нейтральности) к 2050 г. Согласно проекту правил, суда должны будут соблюдать:
- Глобальный топливный стандарт:
- суда должны со временем снижать свою годовую интенсивность выбросов парниковых газов (GFI), то есть количество выбросов парниковых газов на каждую единицу используемой энергии,
- это рассчитывается с использованием подхода «от вахты к вахте»;
- Глобальная экономическая мера:
- судам, выбрасывающим в атмосферу больше, чем предусмотрено пороговыми значениями GFI, придется приобретать компенсационные устройства для устранения дефицита выбросов,
- суда, использующие технологии с 0 или почти нулевым выбросом парниковых газов, получат право на финансовое вознаграждение.
Покупка индульгенций на выбросы будет выгодна высокомаржинальным перевозчикам.
В любом случае, это ляжет бременем на граждан.
Возможность покупки индульгенций на выбросы печальна, поскольку не ведет к стремлению судовладельцев снизить эти выбросы.
Для сбора средств, полученных от продажи квот на выбросы, будет создан Фонд IMO Zet-Zero.
Средства Фонда будут направлены на:
- обеспечение деятельности Фонда ( большие зарплаты в Фондах никто не отменял);
- награждение судов с низким уровнем выбросов;
- исследования по организации помощи по справедливому переходу в развивающихся странах;
- развитие Стратегии IMO по сокращению выбросов парниковых газов;
- помощь малым островным странам и наименее развитым государства.
Если все будет по плану, то в 2027 г. (через 16 месяцев после принятия, в соответствии со статьями МАРПОЛ), ожидается вступление Правил в силу.
Начиная с 2028 г. суда по всему миру должны будут:
- либо перейти на менее углеродоемкое судовое топливо;
- либо платить значительные сборы:
- 100 долларов/т - при выбросах, превышающих нижний порог;
- 380 долларов/т - при самых интенсивных выбросах.
Будет чем заняться созданному Фонду.
Любопытно, что изначально будет разрешать использование СПГ на основе ископаемого топлива, хотя в 2030х гг. за это топливо будут вводиться все более строгие санкции.
Довольны Правилами не все:
- Д. Трамп вообще вышел из переговоров по климату и уже пригрозил взаимными мерами в отношении любых сборов, взимаемых с американских судов;
- 63 страны, включая Китай, ЕС, Индия и Япония, поддержали эту меру;
- 16 стран, преимущественно нефтедобывающих, в тч. саудиты, не поддержали;
- 25 стран, в тч даже несколько островных государств Тихоокеанского региона, воздержались.
А в целом, это широко разрекламированное решение, по прогнозам, к 2030 г. позволит сократить выбросы только на 8%, что значительно ниже целевого показателя IMO в 20%.