О реализации этого подхода журналистам рассказали руководитель битумного бизнеса «Газпром нефти» Дмитрий Орлов и руководитель дорожно-строительного бизнеса «Газпром нефти» Михаил Поздняков.
Когда дорога - больше, чем дорога
На рынок дорожного строительства в качестве полноценного игрока «Газпром нефть» вышла в 2021 г., создав в периметре своего битумного бизнеса специализированное предприятие «Газпромнефть - Дорожное строительство». Компания занимается строительством межпромысловых дорог на месторождениях, трасс регионального и муниципального значения. К текущему моменту «Газпромнефть - Дорожное строительство» уже выполнило устройство асфальтобетонных оснований и покрытий более чем на 400 км участков автомобильных трасс. География деятельности предприятия включает в себя 11 регионов в различных климатических зонах - от северных территорий до юга России.В 2023 г. «Газпромнефть - Дорожное строительство» совместно с правительством Пермского края создало дорожно-строительное подразделение для развития транспортной инфраструктуры региона. В структуре предприятия - асфальтобетонный завод мощностью около 200 тыс. т/год и парк современной спецтехники.
«Мы предлагаем рынку полный цикл дорожных работ: от нового строительства до обслуживания и ремонта асфальтобетонных покрытий. За дорожно-строительный сезон 2024 г. мы планируем построить порядка 150 км автомобильных дорог в Пермском крае», - рассказал М. Поздняков.
«Газпромнефть - Дорожное строительство» обеспечивает полный цикл сооружения автомобильных дорог - проектирует объекты, проводит подготовительные работы, производит асфальтобетон, осуществляет устройство покрытия и обслуживание участков трасс федерального и регионального значения. Для обеспечения строительства надежные дороги компания следует двум концептуальным подходам «Дорога - как услуга» и «Дорога - как актив»:
- концепция «Дорога - как услуга» предусматривает комплексное строительство современных автомобильных дорог со всей необходимой инфраструктурой для пользователей. Такие дороги с современной инфраструктурой повышают культуру вождения, стимулируют мобильность населения, развивают туризм, делают перемещения между городами еще комфортнее и доступнее;
- второй подход - «Дорога - как актив» - предполагает ответственное и бережное отношение к уже построенным объектам. Системный мониторинг состояния дорожного покрытия и регулярное обслуживание автомобильных дорог с использованием современных технических решений позволяют продлить их межремонтный срок и снизить величину затрат на протяжении жизненного цикла.
В технологическом плане при строительстве автомобильных дорог «Газпром нефть» реализует широкий спектр инноваций: цифровые двойники, новые битумопроизводные материалы и покрытия. Так, технология цифровых двойников при строительстве автомобильных дорог используется на всех стадиях:
- создаются трехмерные модели рельефа и дороги при проектировании,
- строительство ведется с использованием трехмерных моделей, по которым работает строительная техника,
- по итогам строительства создается цифровой паспорт автомобильной дороги, который используется для мониторинга состояния дорог и принятия решений по дальнейшим мероприятиям на стадии эксплуатации объекта.
«Применение такой технологии позволяет своевременно и точно определять стоимость предстоящих работ, их объемы, подбирать оптимальные технические решения для сокращения эксплуатационных затрат», - пояснил М. Поздняков.
Также в портфеле «Газпромнефть - Дорожное строительство» имеется несколько уникальных в дорожно-строительной отрасли решений как для строительства, так и для эксплуатации автомобильных дорог, региональных дорог и городских улиц. Первая технология - жидкая стыковочная лента для герметизации параллельно уложенных слоев дорожного покрытия. Этот битумопроизводный материал наносится в момент укладки асфальта и защищает дорогу от проникновения влаги. Еще одно решение также предназначено для борьбы с влагой - это защитно-восстанавливающий состав, который наносится на эксплуатируемую дорогу, проникает в поры верхнего слоя асфальта и дополнительно герметизирует покрытие, продлевая срок его службы.
Битумы «Газпром нефти» для российских дорог
Д. Орлов отметил, что активное развитие сети автомобильных дорог в России за 15 лет сформировало условия для устойчивого роста производства и потребления битумных материалов. Для сравнения: в 2010 г. общий объем выпуска битумов в России составлял 4,6 млн т, в последние годы приблизился к 8 млн т. В секторе модифицированного битума (полимерно-битумных вяжущих, ПБВ) рост еще более интенсивный. В 2010 г. суммарное производство ПБВ в России составляло чуть меньше 30 тыс. т, по итогам 2023 г. - превысило 1 млн т. При сохранении динамики дорожного строительства производство базовых битумных материалов к 2030 г. вырастет на 3-4%, до 8,5 млн т; ПБВ - более чем на 50%, до 1,7 млн т.«Газпром нефть» является одним один из крупнейших игроков российского рынка битумных продуктов и ведущим производителем ПБВ с долей рынка более 40%. В продуктовом портфеле компании больше 300 наименований битумных материалов, которые постоянно улучшаются и адаптируются к конкретным условиям строительства и эксплуатации дорог.
«Для разработки новых рецептур битумов и улучшения характеристик уже существующих продуктов мы задействовали собственный специализированный научно-исследовательский центр битумных материалов «Газпром нефти» в Рязани. Благодаря технической гибкости мы можем предлагать нашим клиентам и партнерам битум с разными свойствами, востребованными в конкретных условиях, - с учетом региона, специфики климата, нагрузки на дорожное полотно. Модифицируя характеристики нашего продукта, мы в итоге повышаем надежность дороги», - рассказал Д. Орлов.
Наличие собственного предприятия по строительству дорог дает возможность «Газпром нефти» в режиме реального времени оценивать эффект от применения тех или иных технологий. В частности, это позволяет оперативно проводить апробацию и дорабатывать рецептуры битумных материалов и дорожно-строительных технологий. Примером новой технологии служит специализированная гранула на основе битумного вяжущего и вторичной целлюлозы.
«Эта добавка надежно скрепляет компоненты асфальтобетонной смеси и предотвращает образование колеи. Быстро оценив эффективность, мы предложили это решение рынку, и теперь оно успешно применяется на автомобильных дорогах в республиках Коми и Татарстан, в Новгородской, Рязанской и Ростовской областях», - пояснил Д. Орлов.
«Газпром нефть» работает над дальнейшим расширением битумной продуктовой корзины материалами с использованием переработанного вторичного сырья. В 2024 г. компания успешно реализовала пилотный проект вовлечения отработанных автомобильных масел в производство пластификатора - ключевого компонента ПБВ. Эта технология предлагает отрасли эффективное и экологичное решение по безопасной переработке использованных смазочных материалов, повышая ресурсную базу для производства востребованных рынком современных битумных материалов.