Соответствующее заявление Роснефть опубликовала 4 августа 2022 г. на своем сайте .
Тезисы от Роснефти:
- 1 марта 2022 г. ExxonMobil объявила о свертывании деятельности и выходе из всех проектов в России,
- с 26 апреля компания в одностороннем порядке без согласования с другими участниками проекта Сахалин-1 начала поэтапную остановку добычи,
- 6 мая был отгружен последний танкер с нефтью с терминала Де Кастри,
- с 15 мая производственная деятельность на проекте практически остановлена,
- на сегодняшний день резервуары терминала Де Кастри заполнены на 95%, отгрузка нефти не ведется,
- правительство РФ, Минэнерго РФ и правительство Сахалинской области совместно с другими акционерами проекта предпринимают усилия по восстановлению производственной деятельности на проекте Сахалин-1,
- несмотря на это, к сожалению, на текущий момент производственная деятельность на проекте не восстановлена,
- Роснефть не имеет информации о принятых решениях по передаче операторской функции по проекту от Эксон Нефтегаз Лимитед.
О том, что ExxonMobil ведет переговоры о передаче проекта Сахалин-1 другой стороне компания сообщила в опубликованном 3 августа финансовом отчете ExxonMobil на сайте Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC).
Степень проработанности и продвижения процесса выхода из проекта и наименование другой стороны, которой ExxonMobil планирует передавать свою долю участия в проекте, не раскрывается.
Компания лишь уточнила, что в результате выхода из проекта Сахалин-1 больше не будет учитывать в своих доказанных запасах 150 млн бнэ запасов проекта, что составляет менее 1% от общего объема доказанных запасов компании.
Проект Сахалин-1 реализуется на условиях соглашения о разделе продукции (СРП), его участниками являются ExxonMobil (30%), Роснефть (20%), японская SODECO (30%) и индийская ONGC (20%).
Оператором проекта является Exxon Neftegas Ltd.
В апреле Exxon Neftegas Ltd. объявила режима форс-мажора и сократила добычу.
В начале июля 2022 г. полпред президента в Дальневосточном федеральном округе, вице-премьер Ю. Трутнев сообщил, что добыча нефти на проекте Сахалин-1 сократилась в 22 раза, до 10 тыс. барр./сутки.
Простой проекта ведет к недополучению доходов в бюджет Сахалинской области и ухудшению характеристик месторождений проекта, что может к снижению коэффициента извлечения нефти (КИН).
Комментируя ситуацию, пресс-секретарь президента РФ Д. Песков сообщил, что пока нет никакой конкретики относительного того, как может быть решена ситуация с Сахалином-1 на фоне падения добычи.
Сейчас Роснефть сообщила, что власти и другие акционеры проекта Сахалин-1 предпринимают усилия по восстановлению производственной деятельности на проекте Сахалин-1, но пока добиться этого не удалось.
Ъ 7 июля 2022 г. со ссылкой на источники в отрасли писал, что отсутствие решения по проекту Сахалин-1 может быть связано с необходимостью не просто передать операторство от ExxonMobil к другой компании, но и найти решение технологических проблем добычи на шельфе в условиях санкций и утраты компетенций.
Санкции США и ЕС ограничили поставки оборудования на проект, что привело к проблемам обслуживания шельфовых платформ.
Ю. Трутнев 7 июля отмечал, что России следует приглашать к сотрудничеству на шельфе дружественные страны и возрождать технологии, поскольку есть целый ряд технологий, в которых Россия немного отстала от мира.