Инициативу в ее решении проявили компания «ЛЛК-Интернешнл» (100% дочернее предприятие ЛУКОЙЛа) и Национальный центр информатизации (НЦИ, входит в ГК Ростех). Стороны наладили сотрудничество в сфере применения инновационных битумов. Соответствующее соглашение было подписано в октябре 2021 г. Теперь на объектах весогабаритного контроля будут применяться современные битумные материалы и асфальтобетоны, произведенные при участии ЛУКОЙЛа. Эти материалы планируется направлять как на строительство, так и на ремонт и реконструкцию объектов.
ЛЛК-Интернешнл предложил использовать технологию резиноасфальтобетонов. Как отмечают разработчики, сейчас время эксплуатации покрытия при использовании ординарного битума и асфальтобетонов по устаревшим ГОСТам составляет 3 года. Однако при соблюдении нормативной технологии укладки основания «дорожной одежды» срок службы верхнего покрытия с применением инноваций может достичь 12 лет.
В материале, к производству которого приступил ЛЛК-Интернешнл, полимерным модификатором выступает резина из переработанных шин. Она придает асфальтобетону устойчивость к образованию колеи в жаркое время, стойкость к низкотемпературному растрескиванию, устойчивость к динамическим и сдвиговым нагрузкам при интенсивном трафике. Помимо этого, использование резины как вторичного полимера – несомненно, еще и большой плюс для экологии.
Введение разработанных резиновых комплексных модификаторов РКМ в асфальтобетонную смесь со специализированным вяжущим ЛУКОЙЛ ROADLINER МВНБ-Р помогает достичь сразу нескольких положительных эффектов:
- увеличить адгезию к каменным материалам,
- расширить температурный интервал работоспособности покрытия (высокая сопротивляемость к образованию колеи и улучшенные низкотемпературные свойства),
- повысить стойкость асфальтобетона к усталостным деформациям (т.е. долговечность асфальтобетона),
- улучшить сцепление колеса с покрытием,
- достичь снижения шумности покрытия.
Впереди большая работа. Сегодня в стране действует порядка 750 пунктов весогабаритного контроля, а к 2024 г. их количество и вовсе вырастет до 1500.
По словам гендиректора НЦИ К. Солодухина, улучшение эксплуатационных характеристик и увеличение срока службы дорожного покрытия на участках весогабаритного контроля особенно важно в регионах со сложными климатическими условиями и на участках с большой транспортной нагрузкой.
Впрочем, данная технология полезна не только для пунктов весогабаритного контроля. Ее можно использовать и на городских дорогах. Ведь помимо прочих преимуществ у инновационного материала есть также способность существенно снижать шумность покрытия и обеспечивать повышенное сцепление, а значит снижать тормозной путь.
Автор: С. Бабаева