Журналист Neftegaz.RU отправился на гонку в составе медиаэкипажа и понаблюдал за первыми 2мя этапами, проходившими по маршруту Омск – Новосибирск и Новосибирск – Горно-Алтайск.
Старт ралли был дан 1 июля в историческом центре Омска.
Зрители познакомились с участниками, а организаторы соревнования произнесли напутственные слова.
Перед жителями и гостями Омска выступили также главы города и региона.
«Еще во 2м в. до н. э. между Европой и Азией была проложена караванная дорога. Спустя столетия путь, который раньше занимал месяца, за считанные дни преодолевают гонщики. Пилоты увидят наши березовые леса и бескрайние поля, будут и пересеченные участки местности», – отметил губернатор Омской области Александр Бурков на церемонии открытия.
Выехав 2 июля из города, расположенного на слиянии Оми и Иртыша, участники гонки начали покорять техничные участки трасс.
Перед спортсменами стояла задача преодолеть путь не только максимально быстро, но и максимально безопасно для своего транспортного средства.
Гоночные спецучастки сложились в тысячи километров экстремальной сложности.
Некоторые автомобили и мотоциклы приходилось «приводить в чувства» прямо на трассе, другие механики ремонтировали по ночам.
За что участникам не приходилось беспокоиться, так это за топливо.
По пути следования команды и организаторы заправляли технику бензинами и дизелем сети АЗС «Газпромнефть».
От Омска до Горно-Алтайска гонщиков сопровождали 3 бензовоза с топливом.
Для многодневного автомарафона на Омском НПЗ «Газпром нефти» было произведено почти 300 тыс. литров дизельного топлива и высокотехнологичного бензина G-Drive 100.
При этом в целях удобства и быстрого обслуживания бензовозы одновременно заправляли технику как бензином, так и дизелем с двух сторон.
«Мы разворачиваем переносные колонки с обеих сторон бензовоза и подсоединяем их к секции. Во время заправки на счетчике ведется запись. После каждой заправки показатели на счетчике обнуляются. У нас установлен топливный фильтр, включение взрывозащищенное, используется система рекуперации, производится отвод газа», - объяснил водитель бензовоза Хабир Хусаинов.
Каждый бензовоз оснащен системой спутникового мониторинга, которая круглосуточно следит за его маршрутом и местоположением, а также датчиками, которые отвечают за безопасность перевозок и сохранность качества и количества нефтепродуктов в пути.
Они реагируют на превышение скорости движения, опасное вождение и резкое торможение, а «электронные пломбы» защищают сливные люки.
После завершения очередного этапа гонки прямо в поле или на территории города по традиции разбивались бивуаки – палаточные городки для отдыха, быта и ночевки гонщиков, штурманов, механиков, организаторов, прессы и гостей команд.
Здесь же в полевых «гаражах» под открытым небом механики трудились над ремонтом техники и подготовкой к следующему этапу.
В помощь механикам и инженерам команд технический партнер «Шелкового пути» прямо «в поле» организовал технический сервис – мобильную лабораторию G-Energy.
Эксперты этой лаборатории ездят в десятки гонок по всему миру ежегодно.
Так разработчик сервиса «Газпромнефть-СМ» получает информацию для совершенствования рецептур масел и разрабатывает новые продукты для использования в экстремальных условиях.
Участников «Шелкового пути» тоже сопровождали эксперты.
Они возят с собой портативное оборудование для исследования изменений в характеристиках работающего в ходе гонки моторного масла.
Исследование проводится в считанные минуты, и его главная ценность для участников ралли – конечно, не замеры масел, а та аналитика, которую эксперты проводят на основе протоколов исследований.
В ходе гонки возникает множество «сюрпризов» - сменяются ландшафты, меняется температура, нагрузки возрастают.
После возвращения экипажа механикам приходится проводить полное обследование двигателя и других узлов.
Но когда есть лаборатория, такая необходимость отпадает.
Это можно сравнить с анализом крови человека.
Если оборудование фиксирует в работавшем масле примеси, сажу, частицы металлов, пыль – это могут быть признаки назревающих неполадок, что в экстремальных условиях гонки может обернуться серьезной «головной болью» вплоть до схода с дистанции.
«Мобильная лаборатория по состоянию смазочного материала четко показывает, что творится с двигателем. По маслу, по примесям, по физико-химическим изменениям мы видим, что является причиной неполадок», – прокомментировал эксперт мобильной лаборатории G-Energy, начальник инженерно-технического управления «Газпромнефть-СМ» Станислав Дорошенко.
Специалисты указывают на источник изменений в масле и механики устраняют его еще до того, как он превратился в настоящую проблему.
Чтобы провести экспресс-тест масла, специалисты используют всего 3 прибора:
- ИК-спектрометр,
- xRF-спектрометр,
- мини-вискозиметр.
Сначала эксперты отбирают пробу, затем помещают каплю моторного масла в мобильный ИК-спектрометр и по его показаниям определяют щелочное число, окисление, нитрацию и содержание сажи.
В рентген-спектрометре специалисты заполняют кювету моторным маслом и после просвечивания оценивают содержание металлов износа и металлов присадок, содержащихся в моторном масле.
Портативный вискозиметр показывает, как изменилась вязкость технической жидкости.
На всю процедуру, включая забор пробы, саму аналитику и расшифровку результата, требуется около получаса.
Анатолий Скоромец, генеральный директор «Газпромнефть-смазочные материалы», рассказал, что вне гоночных условий такой технический сервис эксперты лаборатории оказывают бизнесу, в работе которого задействована техника или промышленное оборудование.
Специалисты выезжают непосредственно на место работы техники и проводят оценку состояния агрегатов и узлов.
В любом случае сегодня уже ни у кого не остается сомнений в том, что «Шелковый путь» – это не только соревнование в скорости, но и демонстрация новых технологий.
Автор: С. Бабаева