- в январе 2021 г. о работе Газпрома докладывал А. Миллер,
- в феврале отчитывался глава Роснефти И. Сечин,
- в апреле 2021 г. состоялась встреча с главой ЛУКОЙЛа В. Алекперовым.
2020 г.: крупные проекты, несмотря на COVID-19
В. Путин начал встречу с приближения капитализации НОВАТЭКа к 4,5 трлн руб.Л. Михельсон уточнил, что показатель уже пересекал данную отметку, но сейчас находится на уровне чуть ниже.
Далее Л. Михельсон сообщил о результатах работы НОВАТЭКа в 2020 г. и значимых проектах компании, реализованных даже в сложных условиях пандемии.
Тезисы от Л. Михельсона:
- несмотря на COVID-19, НОВАТЭКу в 2020 г. удалось ввести в эксплуатацию несколько объектов,
- добыча нефти падает, а газового конденсата - растет, ачимовские залежи дают возможность резко наращивать добычу газового конденсата,
- коэффициент восполнения (замещения) запасов составил 117%,
- НОВАТЭК в 5-6 раз увеличил объем геологоразведочных работ (ГРР),
- раньше было где-то 2-3 млрд руб, сейчас уже больше 10 (речь идет о финансировании ГРР, хотя в отчете НОВАТЭКа за 2020 г. расходы на геологоразведку указаны в размере 9,103 млрд руб. - прим. ред.),
- флагманский проект НОВАТЭКа Ямал СПГ стабильно работает и показывает 114% от проектной мощности,
- в 2020 г. Ямал СПГ произвел 50 млн т/год сжиженного природного газа (СПГ), если считать с начала запуска проекта,
- НОВАТЭК производит 5% от мирового производства СПГ.
Л. Михельсон и СМП
Далее Л. Михельсон доложил В. Путину об осуществленных по Северному морскому пути (СМП) уникальных рейсах, которые позволяют раздвинуть временные рамки навигации:- навигация в восточном направлении в 2020 г. была открыта сверхрано, в мае,
- в январе-феврале НОВАТЭК совместно с Росатомом и Совкомфлотом организовал уникальные сверхпоздние рейсы,
- Л. Михельсон охарактеризовал эти рейсы как один, а может быть, даже 2 шага к круглогодичной эксплуатации СМП.
- в настоящее время НОВАТЭК обсуждает с Росатомом и Росатомфлотом возможность в 2023-2024 гг. выйти на круглогодичную навигацию СМП.
НОВАТЭК и Камчатка
Есть подвижки по важному проекту НОВАТЭКа - перевалочному комплексу СПГ на п-ве Камчатка:- для строительства данного объекта, а также для проводки в Обскую губу оснований гравитационного типа (ОГТ) для СПГ-завода Арктик СПГ-2, НОВАТЭК просил помощи от властей с дноуглубительными работами.
- все необходимые работы включены в план, вопросы решены и по Обской губе, и по Камчатке.
- НОВАТЭК решил вопрос с Минобороны РФ по перевалочному комплексу на Камчатке, перенеся дислокацию на 100 км, т.е. данный вопрос также решен.
Мощность первых пусковых комплексов составит 10 млн т/год, бюджетные ассигнования - около 20 млрд руб., вложения НОВАТЭКа - более 60 млрд руб.
Перспективные проекты
Крупнейшим текущим проектом НОВАТЭКа является Арктик СПГ-2, предполагающий строительство СПГ-завода мощностью 19,8 млн т/год на п-ве Гыдан.Особенностью проекта является размещение технологических линий на ОГТ, что позволяет ускорить строительство и снизить расходы на наземную инфраструктуру.
Запуск проекта на полную мощность НОВАТЭК рассчитывает ускорить, запустив 3ю линию не в 2026 г., а в 2025 г., также как это было с Ямал СПГ.
Тезисы от Л. Михельсона:
- самая большая заслуга в 2020 г., несмотря на COVID-19, график реализации проекта Арктик СПГ-2 не был нарушен,
- пуск 1й линии планируется в 2023 г., 2й линии - в 2024 г., 3й линии - в 2025 г.,
- линия сжижения имеет размер 330х150 м, высотой 90 м, все это весит 670 тыс. т,
- здесь полный цикл сжижения,
- технология сжижения немецкой компании Linde (на Ямал СПГ была американская APCI), лицензии куплены с большим запасом, вопросов нет,
- на 3й линии главный криогенный теплообменник будет построен в России Северсталью совместно с Linde,
- на Ямал СПГ локализация была где-то 30%, по Арктик СПГ-2 будет достигнута отметка более 50%,
- следующие СПГ-проекты будут с уровнем локализации не менее 70%.
Не только крупнотоннажный СПГ
В 2020 г. НОВАТЭК ввел малотоннажный СПГ-завод мощностью 40 тыс. т/год в г. Магнитогорск.В ближайшее время компания рассчитывает закрыть трассу Санкт-Петербург - Челябинск СПГ-заправками полностью, в т.ч. и южное направление.
Опыт по строительству АГНКС у НОВАТЭКа уже имеется:
- в Германии уже имеется порядка 10 СПГ-заправок (включая углероднонейтральную),
- аналогичные объекты созданы в Польше.
Строящиеся в России АГНКС многопрофильные, позволяющие заправлять транспорт СУГ, СПГ, компримированным газом.