Об этом 27 апреля 2021 г. сообщил в ходе онлайн-конференции глава Нафтогаза А. Коболев.
Чистый убыток Нафтогаз получил впервые с 2014 г.
Особенно печально этот результат на фоне результатов 2019 г., когда Нафтогаз увеличил чистую прибыль в 5,5 раза, до 63,3 млрд грн (около 2,3 млрд долл. США).
Однако этот рост был обусловлен выплатой Газпромом 2,9 млрд долл. США по решению Стокгольмского арбитража перед заключением нового транзитного договора.
Любопытно и другое.
Еще недавно в проекте финансового плана на 2021 г. предварительный итог 2020 г. выражался в убытке в 11,8 млрд грн.
Побывав в Минэке Украины, убыток вырос почти на 30%.
В 2020 г. объемы газа собственной добычи компании составили 16 млрд м3/год, при импорте 2,1 млрд м3/год.
То есть Нафтогаз практически не зависел от ситуации на мировом рынке.
Теперь же очевидно, что стул под А. Коболевым сильно шатается.
Если его отставка состоится, то вероятно, что «эффективный» менеджер поедет к маме, которая безбедно проживает в США, а может быть и дождется новой должности.
Убыточность компании была ожидаемой после анбандлинга, когда Нафтогаз в результате выделения из него ОГТСУ в качестве независимого оператора газотранспортной системы, утратил доходы от транспортировки газа.
Но не до такой же степени.
Неудачный для компании год А. Коболев ловко объяснил целым рядом причин:
- низкий уровень цен на природный газ, который сложился на внутреннем рынке страны, что явилось следствием объективных факторов,
- задолженность частных газопоставляющих компаний за отобранный газ, в т.ч. Нафтогаз списал этим предприятиям около 20 млрд грн (более 714 млн долл. США), понимая, что должники все равно не погасят эти долги,
- итог разделения компании, когда из Нафтогаза был выделен оператор ГТС страны, который в настоящее время занимается транзитом газа, что являлось и является прибыльным бизнесом.
- перечисление в госбюджет Украины более 141 млрд грн,
- прибыль от обычной деятельности компании составляла 3,2 млрд грн, т.е. прибыль от обычной деятельности группы, если сравнивать те же самые сегменты, после отделения ГТС вырос.
- если бы не выплата Газпрома, то Нафтогаз показал бы убыток и в 2019 г., хотя большую часть года ГТС находилась под контролем компании,
- это объясняется низким уровнем профессионализма А. Коболева лично и некоторых членов правления Нафтогаза.
Мамы разные важны, мамы разные нужны....
Так, например, мама Ю. Витренко не живет в США, она опытный украинский политик.