Газпром нефть выведет на внешний рынок технологии, созданные для разработки «трудной» нефти
Бизнес все больше готов формулировать конкретные задачи, вести их, финансировать и требовать качественного результата
Об этом рассказал директор по технологическому развитию компании А. Вашкевич на панельной дискуссии «Цифровая трансформация ТЭК: курс на кросс-функциональное партнерство», которая прошла в рамках XI Тюменского нефтегазового форума.
В компании несколько лет реализуется технологическая стратегия, благодаря которой разработаны уже около сотни инновационных решений в области разведки и добычи нефти, в т.ч. ТрИЗ.
Часть из них подготовлена самостоятельно, а часть – в партнерствах.
По словам А. Вашкевича, в начале этого пути акцент был сделан на запуске самого инновационного продукта, на фазе его создания.
Сегодня же компания перешла на новый этап – теперь важно создавать продукты, которые отвечают не только запросам Газпром нефти, но и будут конкурентоспособными на рынке.
«Сейчас наш основной принцип – все решения, которые не являются внутренними ноу-хау (это небольшая часть разработок), должны быть потенциально готовы к коммерциализации вне компании. Этот критерий закладывает абсолютно другие требования к формированию новой технологии с первого дня. Все понимают, что просто так выйти на рынок не получится, нужно создать действительно такое решение, которое сможет конкурировать с лучшими доступными альтернативами. И это фундаментально меняет наш подход к созданию продукта, к процессам, к выбору партнеров», – пояснил А. Вашкевич.
По его словам, бизнес все больше готов формулировать конкретные задачи, вести их, финансировать и требовать качественного результата.
Меняется и роль партнера, так как сотрудничество теперь выстраивается не только через призму разработки самого продукта, но и с учетом того, как этот продукт будет выводиться на рынок или коммерциализироваться внутри компании.
«Фокус – на развитии продукта. А это уже совершенно другой подход», – констатировал А. Вашкевич.
Газпром нефть одной из первых в российской нефтегазовой индустрии запускает бизнес-модель коммерциализации технологий.
Координировать эти процессы будет дочернее общество компании Центр индустриальной интеграции Газпромнефть – Технологические партнерства, ранее называвшийся Технологический Центр «Бажен».
Центр будет заниматься созданием комплексных решений для достижения коммерческой эффективности проектов по добыче «трудной» нефти, а также реализацией инновационных разработок на отраслевом рынке.
Говоря о перспективных проектах, которые Газпром нефть намерена уже в ближайшее время вывести на рынок, он упомянул технологические решения для разработки нетрадиционных запасов нефти, в первую очередь для бажена.
«С одной стороны, в 2016 году мы были вынуждены реагировать на ограниченность доступа к зарубежным технологиям, с другой – это позволило попробовать силы и создать конкурентоспособные решения, которые сейчас готовим к выходу на внешний рынок. Некоторые уже коммерциализируются, что подтверждает правильный выбор и партнеров, и направлений. Например, гидросимулятор, над которым мы работаем, будет, по нашему мнению, очень конкурентоспособным относительно сегодняшних альтернатив. А симулятором ГРП для низкопроницаемых коллекторов уже пользуются наши партнеры. На очереди совместные проекты с IBM по обработке сейсмических данных и построению геологических гипотез, машинному обучению, а также ряд других», – подытожил А. Вашкевич.
Отметим, что накануне экспертное жюри авторитетной международной премии в сфере энергетики Platts Global Energy Awards включила сразу 2 проекта Газпром нефти в список финалистов в номинациях за лучшие технологические решения.
В их числе, разработка «Когнитивный геолог» – флагманский проект компании в области искусственного интеллекта.
Это, как отмечают специалисты, лучшее свидетельство того, что у компании есть собственные технологии, способные конкурировать на международном уровне.
Автор: А. Игнатьева