Завод был построен в 1938 г. под Москвой в с. Капотня.
Это было первое перерабатывающее предприятие, возведенное не в месте добычи нефти, а в центре страны.
Тогда оно снабжало Москву и область моторным топливом и битумом.
Сегодня завод обеспечивает уже более трети рынка топлива столичного региона.
Такие высокие показатели – следствие непрерывного развития предприятия в любые времена, даже самые непростые.
Например, в военные годы завод невозможно было эвакуировать.
Он оставался предприятием, обеспечивающим жизнедеятельность страны, и бесперебойно снабжал топливом армию и тыл.
Впервые внедрять современные технологии предприятие начало еще в 1950х гг.
Сначала была запущена первая установка обезвоживания и обессоливания нефти, позже на Московском НПЗ заработал электродегидратор, еще через несколько лет появилась установка карбамидной депарафинизации дизельного топлива.
Все эти меры предпринимались для удовлетворения растущего спроса на нефтепродукты.
В 60х гг. главной задачей стало повышение качества.
Поэтому на заводе началось внедрение вторичных процессов переработки нефти.
В 1966 г. МНПЗ первым в стране приступил к выпуску высококачественного пластика – полипропилена, а через пару лет освоил также производство листа и волокон из него.
В 70х-90х гг. МНПЗ продолжил наращивать производственные и экономические показатели, вводя в эксплуатацию новые установки и внедряя современные методы контроля и управления производством.
Завод первым в России получил разрешение на производство бензинов марок Премиум Евро-95 и Регуляр Евро-92, а чуть позже начал производство топлива, соответствующего европейскому стандарту Евро-3.
Интересная и важная страница в истории предприятия началась в 2010 г.
Именно тогда основным акционером завода стала компания Газпром нефть, которая спустя год приступила к масштабной программе модернизации МНПЗ.
На нее было направлено более 250 млрд руб.
А основной целью стало достижение лучших стандартов производства и экологической безопасности.
Первый этап модернизации был рассчитан на 2011-2015 гг.
За это время завод буквально обновился.
Специалисты реконструировали установку производства битума и установку получения серы, ликвидировали устаревшую малую битумную установку.
В 2013 г. Московский НПЗ на 3 года раньше установленного федеральным законодательством срока, перешел на выпуск топлива экологического класса Евро-5.
Во многом благодаря этому Москва стала первым городом, который перешел на этот стандарт.
Предприятие первым в нефтеперерабатывающей отрасли внедрило автоматизированную систему мониторинга воздуха (АСМВ).
Помимо этого, в эксплуатацию был введен Экоинформер — специальный светодиодный экран, демонстрирующий информацию о состоянии атмосферного воздуха в зоне влияния завода в онлайн-режиме.
Экран был установлен для более открытого информирования всех жителей региона о состоянии атмосферы в районе Московского НПЗ.
Второй этап модернизации – с 2016 по 2021 гг. – оказался не менее насыщенным.
Его задачей стало улучшение операционной и экологической эффективности производства.
В 2017 г. завершилось строительство одного из знаковых проектов второго этапа – «Биосферы».
Это поистине уникальная технологическая система биологических очистных сооружений, разработанная отечественными инженерами.
Она завершает формирование водоочистного комплекса завода и повышает эффективность очистки сточных вод до 99,9%.
Таким образом, МНПЗ в 3 раза сократил забор речной воды и значительно снизил нагрузку на городские очистные сооружения за счет того, что до 80% очищенных стоков возвращается обратно в производство.
Готовится к пуску ключевой проект второго этапа модернизации – комбинированная установка переработки нефти «Евро+», которая заменяет 5 объектов предыдущего поколения – «малое технологическое кольцо» 60х гг. постройки.
Масштабные перемены в работе завода несомненно уже укрепили предприятие, дали ему новые возможности и обеспечили еще бОльшую конкурентоспособность.
Но на этом МНПЗ останавливаться не планирует.
Ожидается, что к 2021 г. завод снизит воздействие на окружающую среду еще на 50%.
Также ведется работа над повышением глубины переработки нефти и выработки светлых нефтепродуктов до уровня лучших мировых показателей.
Более того, в ближайшем будущем завод станет площадкой для создания первой в России интегрированной платформы для управления цепочкой поставок.
Реализация этих непростых и важных задач направлена не только на улучшение работы самого предприятия, но и на развитие отрасли в целом.
Автор: С. Бабаева