Это было первое перерабатывающее предприятие, возведенное не в месте добычи нефти, а в центре страны.
Тогда оно снабжало Москву и область моторным топливом и битумом.
Сегодня завод обеспечивает уже более трети рынка топлива столичного региона.
Такие высокие показатели – следствие непрерывного развития предприятия в любые времена, даже самые непростые.
Например, в военные годы завод невозможно было эвакуировать.
Он оставался предприятием, обеспечивающим жизнедеятельность страны, и бесперебойно снабжал топливом армию и тыл.
Сначала была запущена первая установка обезвоживания и обессоливания нефти, позже на Московском НПЗ заработал электродегидратор, еще через несколько лет появилась установка карбамидной депарафинизации дизельного топлива.
Все эти меры предпринимались для удовлетворения растущего спроса на нефтепродукты.
Поэтому на заводе началось внедрение вторичных процессов переработки нефти.
В 1966 г. МНПЗ первым в стране приступил к выпуску высококачественного пластика – полипропилена, а через пару лет освоил также производство листа и волокон из него.
В 70х-90х гг. МНПЗ продолжил наращивать производственные и экономические показатели, вводя в эксплуатацию новые установки и внедряя современные методы контроля и управления производством.


Завод первым в России получил разрешение на производство бензинов марок Премиум Евро-95 и Регуляр Евро-92, а чуть позже начал производство топлива, соответствующего европейскому стандарту Евро-3.
Именно тогда основным акционером завода стала компания Газпром нефть, которая спустя год приступила к масштабной программе модернизации МНПЗ.
На нее было направлено более 250 млрд руб.
А основной целью стало достижение лучших стандартов производства и экологической безопасности.
Первый этап модернизации был рассчитан на 2011-2015 гг.
За это время завод буквально обновился.
Специалисты реконструировали установку производства битума и установку получения серы, ликвидировали устаревшую малую битумную установку.
В 2013 г. Московский НПЗ на 3 года раньше установленного федеральным законодательством срока, перешел на выпуск топлива экологического класса Евро-5.
Во многом благодаря этому Москва стала первым городом, который перешел на этот стандарт.
Предприятие первым в нефтеперерабатывающей отрасли внедрило автоматизированную систему мониторинга воздуха (АСМВ).
Экран был установлен для более открытого информирования всех жителей региона о состоянии атмосферы в районе Московского НПЗ.
Его задачей стало улучшение операционной и экологической эффективности производства.
В 2017 г. завершилось строительство одного из знаковых проектов второго этапа – «Биосферы».
Это поистине уникальная технологическая система биологических очистных сооружений, разработанная отечественными инженерами.
Она завершает формирование водоочистного комплекса завода и повышает эффективность очистки сточных вод до 99,9%.
Таким образом, МНПЗ в 3 раза сократил забор речной воды и значительно снизил нагрузку на городские очистные сооружения за счет того, что до 80% очищенных стоков возвращается обратно в производство.
Но на этом МНПЗ останавливаться не планирует.
Ожидается, что к 2021 г. завод снизит воздействие на окружающую среду еще на 50%.
Также ведется работа над повышением глубины переработки нефти и выработки светлых нефтепродуктов до уровня лучших мировых показателей.
Более того, в ближайшем будущем завод станет площадкой для создания первой в России интегрированной платформы для управления цепочкой поставок.
Автор: С. Бабаева






