Компания уделяет большое внимание безопасности работ в море, на шельфе и ежегодно проводит комплексные учения по реагированию на чрезвычайные ситуации.
Мероприятия направлены на отработку совместных действий различных служб и подразделений, например, по ликвидации пожара или разлива нефтепродуктов.
Только в прошлом году в учениях в Карском море приняли участие более 600 человек, 15 судов и вертолет экстренной медицинской эвакуации.
Подробнее — в фоторепортаже «Газпрома».
«Газпром» считает своей сверхважной задачей защиту и сохранение уникальной части нашей планеты — Арктики — и поэтому относится с особым вниманием и осторожностью ко всем проводимым здесь работам.
У специалистов «Газпрома», работающих на шельфе Карского моря, есть всего около 100 дней в году, чтобы успеть построить морские разведочные скважины в так называемый межледовый период, который обычно длится с июля до середины октября.
Но даже летом и в начале осени здесь сохраняется суровая погода: плотные туманы, сужающие видимость до нескольких метров, штормы высотой с двухэтажный дом, ледяной ветер с порывами до 40 м/с (144 км/ч).
Более того, осложняют ситуацию расстояния.
Места проведения геологоразведочных работ зачастую удалены от береговых баз снабжения и портов на расстояние до 250 км.
Здесь заканчивается территория человека и начинается дикая природа, со своими законами и особенностями.
Чтобы не нарушить хрупкую экосистему Арктического региона, «Газпром» строго соблюдает правила промышленной безопасности и охраны окружающей среды.
Каждый, кто работает здесь, — всегда готов к любым ситуациям.
Например, ко встрече с белыми медведями: они любопытны, практически не боятся людей и техники и часто подходят вплотную к местам проведения работ.
Такие встречи могут быть весьма опасными.
Поэтому в ходе специального инструктажа работникам рассказывают, как себя вести в этих ситуациях.
Моржи, напротив, не проявляют активности и интереса к геологоразведчикам: они достаточно пугливы.
Чтобы их не потревожить, специалисты стараются обходить места скопления этих животных.
Учения 2019 г. по традиции были направлены на проверку готовности специалистов и техники к оперативным действиям во время нештатных ситуаций.
1й «нештатной ситуацией» в ходе учений стал «пожар» на буровой платформе.
Для борьбы с условным очагом возгорания были задействованы многофункциональные аварийно-спасательные суда (МФАСС).
Они оснащены пожарными лафетными стволами, которыми при необходимости управляют дистанционно из рубки.
Система пожаротушения использует забортную воду, а создаваемое давление позволяет бороться с огнем на расстоянии 100 м.
Кроме того, суда такого класса имеют систему самоомовения мелкодисперсной водой.
Это позволяет подходить к очагу максимально близко, исключая опасный нагрев корпуса.
После успешной ликвидации «пожара» специалисты отрабатывали навыки по локализации и дальнейшей ликвидации условного разлива нефтепродуктов.
Для этого была спущена на воду боновая система — специальные заграждения.
Развертывание системы прошло за 1,5 ч силами 7 человек палубной команды и катера бонопостановщика.
В каждую секцию бона, перед тем как выпустить в море, закачали воздух.
Это позволило создать монолитное заграждение длиной 250 м, которое ограничило «растекание нефтепродуктов».
В их качестве использовался специальный сорбент из органических опилок и рисовой шелухи, совершенно безопасный для местной флоры и фауны.
Затем с помощью специального устройства — скиммера (нефтесбощика) — был произведен сбор «нефтепродуктов» с поверхности воды.
Эта работа выполняется с помощью системы щеточных конвейеров: скиммер забирает водно-нефтяную смесь и сепарирует ее, после чего «нефтепродукты» сливаются в специальные емкости для дальнейшей утилизации на берегу.
Следующая отрабатываемая на учениях внештатная ситуация — «человек за бортом».
Его роль выполнял манекен.
В этой операции крайне важна оперативность, ведь температура воды в Карском море в летние месяцы колеблется от 0 до +7 °С.
Находиться в такой воде человек может не более 15 мин.
«Пострадавшего» забрали с поверхности воды и оказали первую помощь.
На всех МФАСС постоянно дежурят врачи, суда оборудованы лазаретами и медицинской техникой, позволяющей, в том числе, провести реанимационные мероприятия.
По сценарию учений после оказания помощи на борту судна «пострадавшего» необходимо было перевезти в медицинское учреждение на берег.
Для оперативной транспортировки используется вертолет Ми-8 МТВ экстренной медицинской эвакуации, оборудованный системами жизнеобеспечения.
Помимо возможных нештатных ситуаций с людьми и техникой, Арктика кроет в себе еще одну опасность — айсберги и льдины.
Они способны нанести серьезный урон буровым платформам и судам при столкновении.
Во избежание таких ситуаций компания изучает ледовые объекты в Арктике и совершенствует операции с ними.
Лед айсберга состоит из замерзшей пресной воды, плотность которой примерно на 10% ниже плотности морской, что позволяет ему уверенно держаться на поверхности моря.
Однако около 90% айсберга находится под водой, поэтому важно контролировать и прогнозировать перемещение таких ледовых объектов при проведении геологоразведки.
Перед стартом работ проводится обязательная ледовая разведка с помощью ледоколов.
Для наблюдения за географическим положением и строением больших льдин площадью в несколько квадратных километров специалисты компании высаживаются на ледовые поля и устанавливают до 3х радиобуев по краям и один в центре.
После таяния и разрушения льда буи попадают в воду.
Их собирают с поверхности аварийно-спасательные суда и ледоколы.
Если с высадкой на льдину особых проблем не возникает, то с айсбергами все сложнее.
Здесь важную роль играют беспилотные летательные аппараты, которые также могут устанавливать радиобуи для получения необходимых данных.
Кроме того, за айсбергами ведется наблюдение из космоса.
Потенциально опасные ледовые объекты выявляются и отслеживаются благодаря спутникам, ведущим радиолокационную, мультиспектральную и оптическую съемку морских участков.
Информация попадает в аналитический ледовый центр Морспасслужбы, специалисты анализируют ее и выдают прогнозы дрейфа и разрушения ледовых объектов.
Ежедневно отчеты о спутниковом мониторинге передаются на все суда, находящиеся в районе работ.
Есть лишь 1 способ избежать неприятных последствий от встречи с дрейфующей глыбой льда — подвинуть айсберг на безопасное расстояние.
Во время учений 2019 г. специалисты ООО «Газпром геологоразведка» (с января 2020 г. — ООО «Газпром недра») впервые в России осуществили буксировку айсберга стальными тросами.
Водоизмещение айсберга составило 1,5 млн т.
Ранее для таких операций использовались полипропиленовые тросы.
В 2018 г. «Газпром геологоразведка» даже поставила отраслевой рекорд, отбуксировав айсберг объемом 2 млн т.
Использование стальных тросов позволяет увеличить скорость буксировки и в перспективе «захватывать» айсберги большей массы.
Операция происходит следующим образом: суда подходят друг к другу, металлический трос крепится к кормовым частям судов, затем они огибают айсберг с 2х сторон, охватывая его тросом, и начинают движение параллельным курсом.
Ледовые объекты буксируются на 2 мили (около 4 км) в безопасный район для изменения траектории дрейфа.
Таким образом, во время традиционных учений специалисты достигли всех поставленных целей, подтвердив готовность сил и средств.
Автор: