USD 94.0922

-0.23

EUR 100.5316

+0.25

Brent 87.32

+0.47

Природный газ 1.746

+0.01

4 мин
...

«Силовые машины»: удалось ли возродить газотурбинное производство в России?

ПАО «Силовые машины» находится в пятерке мировых лидеров отрасли и охватывает 70% рынка России и СНГ. Компания проектирует и изготавливает турбины и генераторы для ТЭС, АЭС, ГЭС, котельное оборудование, промышленные турбоустановки, уникальное оборудование для транспорта и судовой энергетики, а также трансформаторы

Санкт-Петербург, 14 ноя - ИА Neftegaz.RU. 7 ноября в Санкт-Петербурге ПАО «Силовые машины» презентовало журналистам предварительные результаты работы по созданию отечественных газовых турбин. Масштабный проект был запущен еще в прошлом году.

Его реализация имеет огромное значение для развития российской промышленности, и в частности, для программы модернизации тепловых электростанций (ТЭС), стартовавшей в этом году и рассчитанной на модернизацию 39 ГВт генерирующих мощностей.

Одним из главных условий этой программы стало использование российского оборудования.
При этом РФ до сих пор не производит собственные газовые турбины средней мощности (60-80МВт) и большой мощности – 150-200 МВт. Именно эти ниши и осваивают активно «Силовые машины».

ротор ГТЭ-65_2.JPG

Компания разрабатывает оборудование средней (65 МВт) и большой мощности (170 МВт).
Первая в России газовая турбина на 170 МВт появится не позже 2023 г.
Все работы по ее изготовлению будут проводиться на Ленинградском Металлическом заводе.

Примечательно, что на создание отечественной газовой турбины Минпромторг планирует выделить государственную субсидию в размере 7 млрд руб.
Соответствующий конкурс уже открыт.
25 ноября будут известны его результаты. «Силмаш» является единственным участником этого конкурса.

ПАО «Силовые машины» находится в пятерке мировых лидеров отрасли и охватывает 70% рынка России и СНГ. Компания проектирует и изготавливает турбины и генераторы для ТЭС, АЭС, ГЭС, котельное оборудование, промышленные турбоустановки, уникальное оборудование для транспорта и судовой энергетики, а также трансформаторы.

Высококвалифицированная команда
Возрождение газотурбинного производства стало логичным этапом в развитии компании.
Начало истории проектирования и создания ГТУ на Ленинградском металлическом заводе было положено еще в 1957 г.
Тогда ЛМЗ выпустил первую стационарную газовую турбину ГТ-12-3 мощностью 12 МВт.

Если углубиться в современный процесс возрождения газотурбинного производства, стоит отметить, что одним из важнейших этапов на пути к цели стало формирование конструкторского бюро ГТУ.
На работу в КБ принято около 100 специалистов высокого уровня с опытом работы в проектах по созданию авиационных и энергетических газотурбинных двигателей в российских и зарубежных компаниях.

конструкторы СКБ ГТУ за работой_2.JPG

Команда занимается двумя типоразмерами турбин.
При этом по ГТЭ-65 практически готова конструкторская документация, осталось лишь завершить работы над камерой сгорания.
Головной образец, который в 2012 г. был испытан с выходом на холостой ход, сейчас проходит ревизию на производстве.
Что касается ГТЭ-170, его конструкторская документация готова на 80%, и первый образец уже запущен в производство.

Производственные мощности
Весомым аргументом в пользу открытия газотурбинного производства «Силовыми машинами» явилось и наличие потенциала производственных мощностей.
Существующий станочный парк позволяет выполнять большинство операций изготовления энергетических газовых турбин.

Для полноценной работы и увеличения пропускной мощности в соответствии с проектом требуется дооснащение Ленинградского Металлического завода уникальными станками – на эти цели планируется инвестировать 4 млрд руб.

По словам главного конструктора - начальника специального конструкторского бюро газотурбинных установок компании Николая Фокина, необходимо 48 дополнительных единиц станочного оборудования: четверть его объемов уже законтрактована, по остальным проводятся конкурсные процедуры по выборы поставщика.

Производство лопаток турбин
Создание производства отечественных газовых турбин стало возможным также благодаря отраслевой кооперации с ведущими отечественными машиностроительными предприятиями по изготовлению компонентов и узлов ГТУ.
В частности, «Силовые машины» ведут переговоры с потенциальными поставщиками литья.

Николай Фокин подчеркнул, что это очень важный и серьезный элемент.
«Силовые машины» рассматривают различные формы сотрудничества, в т.ч. готовы организовать совместное предприятие с потенциальным производителем или возродить когда-то существовавшее литейное производство.
В любом случае выбор наиболее эффективного варианта будет осуществлен до конца 2019 г.

6.JPG

«Обкатка» турбин
Другая важная для производства задача – «обкатка» турбин.
Она может осуществляться либо на действующих станциях генерирующих компаний, либо на специально созданной экспериментальной станции.

«Мы предложили инвестировать в строительство собственной экспериментальной станции, для того чтобы «обкатать» машины в различных конфигурациях. Параллельно обсуждается возможность кооперации с генерирующими компаниями », – объяснил журналистам Николай Фокин.

Ранее представители компании отмечали, что специально для этих целей возможно строительство экспериментальной тепловой электростанции в Каширском районе Подмосковья.
Инвестиции могут составить около 100 млрд руб.

Доработка турбин
Интересно, что параллельно «Силовые машины» уже ведут работы по усовершенствованию своих турбин.
В октябре этого года генеральный директор компании Тимур Липатов сообщал: «Газовые турбины вторых версий, которые будут улучшены с точки зрения мощности и КПД, мы будем готовы поставлять ориентировочно с 2024 года. Однако эти сроки могут быть уточнены по результатам того объема НИОКР, который мы в настоящий момент делаем со всем научным сообществом РФ».

Для доработки продукта привлечены серьезные ресурсы: компания планирует заключить до конца года порядка 40 договоров с ключевыми научно-исследовательскими и промышленными организациями.

В проекте участвуют Сибирское отделение РАН, НПО ЦКТИ, НИИ КМ «Прометей», ЦИАМ, ВТИ, ЦНИИТМАШ, Санкт-Петербургский Политехнический университет Петра Великого, Уральский федеральный университет и др.

Большие усилия, прилагаемые к созданию и усовершенствованию продукта, объясняются далекоидущими планами разработчика-производителя.
«Силовые машины», конечно же, рассматривают возможность экспорта газовых турбин средней и большой мощности.
Как прокомментировал Николай Фокин, этот этап будет следующим после налаживания их серийного выпуска в России.

Важно отметить, что компания уже хорошо знакома с реализацией инфраструктурных проектов на внешнем рынке.
В настоящее время различные типы ее оборудования работают в 57 странах мира.
И возможно, в ближайшие годы этот показатель существенно вырастет благодаря новому конкурентоспособному продукту.



Автор: С. Бабаева


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram