Предыдущая ссора случилась в начале сентября 2019 г., на что Минэнерго РФ заявило, что это рабочий момент и он будет урегулирован.
Вся проблема в том, что в РФ так и не создан банк качества нефти (БКН).
БКН - это не хранилище, а методика компенсации изменения потребительной стоимости нефти в результате ее смешения.
Компании сдаюют высококачественную нефть, а на выходе получает усредненную по качеству нефть, получаемую в результате смешения нефти от всех поставщиков.
То есть поставщики качественной нефти теряют потребительскую стоимость, а поставщики вязкой, сернистой нефти - находят.
Эта проблема уже долгие, долгие годы не решена.
Еще М. Касьянов вместе с тогдашним главой Транснефти С. Вайштоком в 2002 г. печалился из-за отсутствия БКН.
В 2003 г. в Транснефти уже было хотели запустить систему БКН в имитационном режиме.
Но так и не случилось, хотя казахстанские братья в далеком 2004 г. ввели БКН в Казахстане.
Был бы БКН, возможно и нештатной ситуации в МНП Дружба не было бы.
А без БКН и информационный фон вокруг хлорорганики в нефти остается очень насыщенным.
Появились сообщения о том, что технологические установки на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) в рамках проведенной модернизации проектировались исходя из содержания хлорорганики в поставляемой нефти на уровне не выше 1 ppm, а Транснефть их не выдерживает.
23 сентября 2019 г. Транснефть отреагировала на эти сообщения, напомнив, что основные проекты техперевооружения НПЗ были реализованы до 2015 г., а тогда предельный норматив содержания хлорорганических соединений в нефти был установлен на уровне 10 ppm.
Соответственно, на этот показатель и должны были ориентироваться нефтяные компании при реализации программы по модернизации и техперевооружению НПЗ.
Кроме того, в систему МНП сдается на постоянной основе нефть, соответствующая действующим нормативам по хлорорганике (не более 6 ppm), но превышающая отметку в 1 ppm.
Для иллюстрации Транснефть привела пример партнерства с нефтяной компанией, выбрав по понятным соображениям для этого Роснефть, которая настаивает на том, что в сдаваемой ею нефти содержание хлорорганики не выше 1,0 ppm.
По данным Транснефти:
- за 8 месяцев 2019 г. Роснефть сдала в систему Транснефти 131,1 млн т нефти со средневзвешенным содержанием хлорорганики 1,7 ppm (факт 2018 г. - 1,6 ppm),
- по отдельным регионам дочки Роснефти (Оренбургская область, республики Удмуртия и Башкирия, Центральная Сибирь) сдают нефть в систему Транснефти с содержанием хлорорганики до 4,0 ppm, что находится на пределе нормативных значений,
- по фактическим данным за 2018 г. более 50% общего объема сдачи нефти Роснефти составляет нефть с содержанием хлорорганики более 1,0 рpm.
Роснефть твердит, что сдаваемая ею нефть имеет содержание хлорорганических соединений не выше 1 ppm.
25 сентября 2019 г. Ъ сообщил о том, что И. Сечин в начале сентября 2019 г. эпистолярно попросил А. Новака запретить Транснефти подмешивать загрязненную хлорорганикой нефть в чистое сырье, поступающее на российские НПЗ и на экспорт.
И. Сечин настаивает, что Роснефть в рамках модернизации своих НПЗ проектировала технологические установки, исходя из среднестатистического содержания хлорорганических соединений не выше 1 ppm.
Превышение этого уровня влечет риски нарушения требований лицензиаров процессов и создает угрозу целостности технологического оборудования.
По данным Роснефти, 2 сентября 2019 г. на ее Куйбышевский НПЗ поступила нефть с содержанием хлорорганики в 4,7 ppm, на Саратовский НПЗ - 2,1 ppm, на Ярославский НПЗ - 1,4 ppm.
Для сравнения: по данным Транснефти, Куйбышевский НПЗ в июне-августе 2019 г. получал нефть с содержанием хлорорганики 1,1 ppm, Саратовский НПЗ - также 1,1 ppm, Ярославский НПЗ - 2,4 ppm.
Роснефть утверждает, что сдает в систему Транснефти качественную нефть с содержанием хлорорганики не выше 1 ppm, а на свои заводы получает сырье с более высоким содержанием хлорорганики.
И. Сечин объясняет это тем, что идет не согласованное с грузоотправителями смешение чистых потоков с загрязненной нефтью из МНП Дружба, хранящейся в системе Транснефти.
Роснефть обвиняет Транснефть в том, что для восстановления прокачки нефти в Европу, компания подмешивала загрязненную нефть к чистому сырью.
Также компания предупреждает, что если смешивание продолжится, Роснефть будет вынуждена обратиться в компетентные ведомства и органы для защиты интересов акционеров.
Аналогичные письма в последние месяцы Роснефть направляла президенту РФ В. Путину, премьер-министру Д. Медведеву и вице-премьеру Д. Козаку.
Так, в конце августа 2019 г. глава совета директоров Роснефти, бывший канцлер Германии, Г. Шредер предложил Д. Медведеву ужесточить норматив по содержанию хлорорганики с 6 ppm до 1 ppm и привлечь независимых инспекторов-сюрвейеров для проверки качества нефти, которая сдается в систему и выходит из нее.
Транснефть в ответ раскритиковала инициативы Г. Шредера одновременно обвинив Роснефть в активном использовании хлорорганических растворителей.
А вот с привлечением сюрвейеров Транснефть согласилась, но с условием, что это будут независимые компании с мировым именем, а расходы будут оплачивать сами нефтяные компании.
Также Транснефть обратила внимание, что Роснефть активно закупает хлорорганические растворители, а в 2018-2019 гг. при приеме нефти в систему МНП от дочек Роснефти содержание хлорорганики на ряде ПСП доходило до 8 ppm.
Роснефть отреагировала жестко, заявив, что комментарии Транснефть бессодержательные и не соответствующие действительности.
Комментарии Транснефти не объясняют появление 5 млн т суррогата в системе трубопроводов.
Роснефть обратила внимание, что в начале августа Транснефть на совещаниях в Минэнерго РФ уведомила о намерении поставлять на НПЗ Центрального региона и в порт Приморск нефть с содержанием хлорорганики до 6 ppm.
По мнению Роснефти, это означает, что экспортные поставки через морской нефтетерминал Приморск будут содержать запретительные характеристики для европейских НПЗ, что приведет к очередному удару по репутации России как надежного поставщика.
Автор: Е. Алифирова,О. Бахтина