USD 99.943

-0.05

EUR 105.4606

-0.25

Brent 73.5

+0.2

Природный газ 2.972

0

...

«Сургутнефтегаз» инвестирует в Белоруссию

Сургутнефтегаз" остается верен своим принципам - он хочет инвестировать на условиях получения полного контроля над производством

«Сургутнефтегаз» инвестирует в Белоруссию

"Сургутнефтегаз" остается верен своим принципам - он хочет инвестировать на условиях получения полного контроля над производством. Вице-президент компании Анатолий Нуряев заявил на пресс-конференции белорусским СМИ, что "Сургутнефтегаз" примет участие в приватизации белорусского ПО "Нафтан" только если сможет приобрести контрольный пакет акций. И хотя аналитики оценивают это заявление как "дипломатическую формулировку" (по белорусским законам блокирующий пакет акций сохраняется за государством), они склонны оценивать шансы команды Богданова высоко. Тому причиной - личные симпатии Александра Лукашенко.

Производственное предприятие "Нафтан" (бывший Новополоцкий НПЗ) перерабатывает более 7 млн. тонн нефти в год, выпускает топливо, ароматические углеводороды и масла. Тем не менее, показатели не предельны, для оптимальной загрузки заводу требуется около 10 млн. тонн сырья. Интерес российских нефтяников к "Нафтану" стал прорисовываться еще несколько лет назад, когда ЛУКОЙЛ и ЮКОС договорились с белорусским правительством о создании двух СП с контрольными пакетами акций у российской стороны. Но проекту не суждено было сбыться, - предприятие попало в список "неприватизируемых", а правительство объявило о введении в действие собственной программы реконструкции ПО стоимостью 190 млн. долл.

С тех пор попытки утвердиться на белорусских просторах предпринимались регулярно как со стороны того же ЛУКОЙЛа, так и других компаний-конкурентов. Среди прочих интерес к мощностям "Нафтана" проявил "Сургутнефтегаз", поставляющий на завод 500-600 тыс. тонн нефти в месяц. Правда, до момента заявления Нуряева, о своих планах "СНГ" умалчивал. По информации газеты "Ведомости", посещая Минск в мае, Богданов встречался с Лукашенко. В самой компании это событие не комментировали никак, а по сведениям конкурентов, "Сургутнефтегаз" хотел взять "Нафтан" в трастовое управление.

Первый сигнал Владимир Богданов подал в декабре 2001 года - на пресс-конференции он обмолвился о возможном участии в приватизации белорусских мощностей. Теперь, после выступлений Нуряева, публичная позиция сформирована: вице-президент даже расшифровал, чем интересен бизнес "Нафтана". Тем, что тот "расположен на рубеже с зоной деятельности компании в России и западным рынком, на которых будут реализовываться нефтепродукты". Помимо этого, "Сургутнефтегаз" будет участвовать в приватизации других нефтехимических предприятий Белоруссии - ПО "Полимир" и ПО "Азот".

Такая открытость, видимо, свидетельствует о том, что вопрос об инвестиционном участии и даже победе в конкурсе практически решен - ведь "Сургут" никогда не делает официальных заявлений, пока вопрос не переходит в практическую стадию. И хотя отношения, которые находятся в плоскости политики - достаточно далекая зона от прогнозирования, можно предположить, что вопрос для "Сургута" политически и экономически решится положительно, считает аналитик ИГ "Атон" Тимербулат Каримов. С тем, что "Сургут" имеет больше шансов получить белорусские активы, чем компании-конкуренты, согласен и Валерий Нестеров из "Тройки-Диалог". "Политический фактор играет свою роль, - отметил аналитик ИГ. - Лукашенко и Богданов близкие по менталитету люди и я думаю, их связывают большие взгляды по ведению хозяйственной деятельности, чем Лукашенко с Алекперовым".

Но взгляды - это одно, а интересы бизнеса другое. И у каждого они свои. Похоже, здесь не обходится без разногласий. Около 1 млрд. долл. планировал инвестировать в "Нафтан" ЛУКОЙЛ. Анатолий Нуряев точную цифру не огласил: "цену (за завод - ред.) могут называть разную, но существуют объективные факторы, которые ее определяют". "По инвестициям "Сургут", конечно, проигрывает конкурентам, а по программе долгосрочных вложений, социальной политике он лидер", - уверен аналитик банка "Метрополь" Денис Нуштаев. Что выберет Лукашенко, известно ему одному. Но ясно, что вопрос "цены и качества" решать придется.

Еще один барьер законодательного плана. По белорусским законам, контрольный пакет акций приватизируемых предприятий остается за государством, и это обстоятельство шло вразрез интересам всех инвесторов, претендующих на "Нафтан". "Сургутнефтегаз" как и другие компании хочет приобрести 50% плюс одна акция". Нуряев нам сказал, что компания вряд ли согласится получить меньше", - поделился с "НГ" впечатлениями от встречи корреспондент "Белорусской деловой газеты" Вадим Сихович.

Если учитывать, что условия инвестирования, которые выдвигали российские нефтяники, у всех одинаковые, компромисса не избежать. "Закон, конечно, не поменяют, но пойти на уступки возможно, закрепив условия законодательным актом", - предполагает аналитик "Метрополя" Денис Нуштаев.

Пока вопросы витают в воздухе, вице-президент "Сургутнефтегаза" Анатолий Нуряев "прощупывает соперника" на предмет идеологическую выдержку. Со слов Вадима Сиховича, Нуряев заявил им на пресс-конференции, что "Сургут" может и не покупать "Нафтан" и другие белорусские мощности, если цена окажется высокой. И дал понять, что у "Сургута" есть альтернатива - подобные заводы на Украине.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram