Президент ВР лорд Джон Браун назвал сделку "крупнейшим стратегическим шагом в стране, обладающей богатейшими нефтегазовыми ресурсами и огромным потенциалом экономического роста".
Российский нефтяной бизнес проснется сегодня еще более знаменитым и богатым. Акции всех российских нефтяных компаний, прежде всего ТНК, должны подрасти в цене. Ведь в глазах инвесторов это не просто частная сделка, а стратегическое соглашение между бизнесом России и Западом и, кроме прочего, сигнал одобрения действующего режима в стране. Российские чиновники теперь будут надеяться, что примеру ВР последуют другие иностранные компании.
"Сделка века", как уже окрестили наблюдатели намерения ВР, показала, что Россия может достичь прекрасных результатов в роли переговорщика. Дело в том, что подобные слияния - явление нетипичное при ситуации, когда нефтяные цены на рынке держатся на слишком высоком уровне и когда на нем присутствует столь сильный фактор неопределенности, как возможная война в Ираке. Самые известные слияния и поглощения - например, сделка между Exxon и Mobil - происходили при низких ценах на нефть. По словам аналитика "Тройки-Диалога" Валерия Нестерова, "ВР следовало бы подождать до конца лета - начала осени. А если бы у ВР была возможность, она вообще предпочла бы купить "ЮКОС" или "Сибнефть" как более динамично развивающиеся компании". Но у акционеров ТНК есть рычаг давления на ВР. Дело в том, что "Альфа" и "Ренова" имеют опцион (возможность) на выкуп 15% акций "СИДАНКО". Если ВР не купила бы акции TNK-International, акционеры ТНК скорее всего воспользовались бы этим опционом, считают в"Атоне".
Еще одна неопределенность, на которую акционеры ТНК заставили пойти ВР: раздел активов "Славнефти". В конце прошлого года ТНК и "Сибнефть" стали практически единоличными владельцами этой компании, заплатив $1,86 млрд за 74,95% ее акций, а теперь пытаются поделить бывшую госкомпанию между собой. Переговоры идут тяжело, поэтому, какой именно кусок "Славнефти" достанется ТНК, пока не знают ни ее акционеры, ни ВР. Вчера стороны лишь заявили, что доля в "Славнефти" в сделку не входит.
Начало войны в Ираке, раздел "Славнефти" и еще не закончившиеся преобразования в "СИДАНКО" заставляют аналитиков относиться к сделке с долей легкого скептицизма. Тем более что вчера стороны объявили о промежуточной стадии: сделка должна быть завершена летом. Впрочем, миллиарды долларов говорят сами за себя.
Могут ли крупные российские компании принадлежать иностранцам?
Ирина ХАКАМАДА, вице-спикер Государственной думы:
- Весь мир живет в условиях формирования транснационального капитала. Например, Францию совсем не волнует, каким пакетом акций она владеет. Ее интересуют рабочие места. России достался в наследство психологический феномен: продажа компаний или акций иностранцам означает потерю суверенитета. Но все дело в том, что суверенитет и государственность сохраняются при сильной экономике, слабая экономика этого обеспечить не может. Не важно, кто владеет той или другой компанией, важно наращивать экспорт и уменьшать импорт.
Алексей КОШМАРОВ, президент Информационно-аналитического центра "Новоком":
- Это совсем не так страшно, как принято думать у нас в стране. Россия это же не некий медвежий угол, по которому ходят динозавры и люди в бизоньих шкурах с дубинами. Если уж мы решили строить капитализм, то давно пора понять, что капитал, равно как и рабочая сила, перетекает туда, где ему предлагаются наиболее выгодные условия. Основным критерием для продажи компаний иностранцам должна быть полная законность сделки и безопасность страны.
Владимир ШУМИЛОВ, доктор юридических наук, заведующий кафедрой Всероссийской академии внешней торговли, член Клуба "Известий":
- Безусловно, иностранцы могут быть владельцами российских компаний. Тут все очень просто: в современном мире идет процесс глобализации, и выжить только за счет патриотизма в кавычках невозможно. Весь мир идет таким путем - в этом будущее. Выгодно ли это для нас? Если понимать под словом "выгодно" то, что Россия, ее промышленность, экономика должны вписаться в мировую экономику, то да. А если считать, что надо обеспечить доходы и прибыль только гражданам России, - нет. По-моему, очевидно, что приоритетной должна быть первая задача.
Николай СВАНИДЗЕ, телеведущий:
- На мой взгляд, это абсолютно приемлемо. Ничего антипатриотического я здесь не вижу. Если у иностранца есть деньги для того, чтобы купить крупную компанию, то почему бы нет. Это должно быть очень полезно для российской экономики. Иностранцы, владеющие нашими компаниями, должны будут платить налоги нашему же государству. А кроме того, нам будет предложен интересный, качественный продукт.
Виктор САВАЛЕЙ, доктор экономических наук, профессор, преподаватель Дальневосточной государственной академии экономики и управления, член Клуба "Известий":
- Я считаю, что дело не в том, является ли компания крупной, а в ее функциональном назначении. Если компания выполняет функции, не связанные со стратегическими интересами государства, то вопрос о собственниках в принципе не должен стоять. В Российской Федерации какой-то период времени к сфере особых государственных интересов будет относиться освоение стратегических сырьевых запасов - запасов урана, редких драгоценных металлов, алмазов. И вот компании, которые занимаются разработкой такого сырья, все-таки должны принадлежать россиянам, сообщают "Финансовые известия".
...
А что вы думаете по поводу сделки BP и ТНК?
Мнения по теме "сделки века"