«Газпром» разрабатывает схемы повышенной доходности
Газпром планирует работать на западе по более сложным схемам для повышения прибыльности
"Мы хотим работать с электростанциями не только в качестве поставщика газа (что, как известно, не всегда прибыльно), но комплексно, по более сложным схемам. И в случае если мы поставляем газ и квоты на выброс, а также берем на себя реализацию электроэнергии, эти сделки становятся гораздо прибыльнее. А поскольку электростанции входят в число приоритетных клиентов Газпрома, мы просто обязаны применять такие схемы", - сказал он.
По словам Васильева, у его компании есть планы торговать квотами на выброс углекислого газа в качестве трейдера, поскольку цены на газ, электроэнергию и на выбросы тесно взаимосвязаны.
"Но Газпрому, повторяю, интересно не столько чистое трейдерство, сколько работа с конечным потребителем", - подчеркнул он.
Васильев напомнил, что в рамках Киотского протокола каждая страна имеет свои квоты на выброс углекислого газа, которые распределяются по конкретным производственным мощностям.
"Есть свои квоты и у британской электростанции Deeside. Тут два варианта. Можно вообще ее закрыть и зарабатывать на торговле имеющимися квотами. А можно наоборот: производить даже больше положенного, но для этого и газ, и дополнительные разрешения покупать на рынке. И вот энергетики из Deeside вышли к нам с предложением: мы покупаем для них на рынке квоты и поставляем природный газ, а они в свою очередь производят электроэнергию и отдают ее нам. То есть чисто толлинговая, давальческая схема", - рассказал гендиректор Gazprom Marketing & Trading.
"Сделка Deeside для нас пилотная, и она поможет внедрить подобные схемы и в других западноевропейских странах", - отметил он.
По словам Васильева, в Великобритании, Нидерландах, Франции и Германии у Газпрома есть несколько схожих проектов по работе с электростанциями.
"И нас интересует не только поставка газа и продажа электроэнергии, но и участие в генерации. В настоящее время Газпром рассматривает ряд проектов, в которых мы можем выступить в роли акционера", - сказал он.
Как отметил Васильев, у компании есть три основных направления развития, первый из которых - выстраивание продукта для торговли на либерализованных рынках. "Естественно, начали мы с газа. Затем занялись поставками СПГ, электроэнергии, выбросами СО2, финансовыми сделками, включая погодные деривативы", - рассказал он.
"Второе направление связано с нашим географическим продвижением. Начали мы с Великобритании, поскольку местный рынок наиболее либерализован. Далее последовали Бельгия, Голландия, США, Ирландия, а с недавнего времени и Франция", - продолжил Васильев.
Третьей задачей, по его словам, стало развитие присутствия на рынках региона. "Стартовали мы с оптового рынка, следующим на очереди был сектор продаж крупным коммерческим потребителям, а сегодня уже развиваем бизнес и с мелкими", - сказал гендиректор Gazprom Marketing & Trading.
Как отметил Васильев, работа компании с финансовыми инструментами касается, прежде всего, нефти и нефтепродуктов.
"Многие покупатели газа, особенно в континентальной Европе, привязывают его цену к различным котировкам на альтернативное углеводородное сырье. Поэтому, чтобы не брать на себя риски, мы хеджируем их через финансовые инструменты, выходя на рынок нефти, нефтепродуктов, угля и так далее", - пояснил он.
По его словам, то же самое относится и к погодным деривативам. Отбор газа конечными потребителями, как известно, зависит от погоды: чем зима теплее (как, скажем, нынешняя), тем меньше они отбирают газа, и наоборот.
"В общем, здесь есть известная непредсказуемость, и как поставщик я не могу абсолютно точно сказать, сколько именно у меня клиент возьмет завтра, через месяц и так далее. Поэтому я использую такие инструменты, как деривативы погоды, которые позволяют мне захеджировать определенную температуру и тем самым гарантировать конкретный объем отбора моего газа. То есть, иными словами, я фактически хеджирую поставки своим конечным клиентам, и изменения погоды в ту или иную сторону на мой бизнес мало влияют: ведь если я потеряю деньги на поставке, то я их потом возмещу через финансовые инструменты - покупку погодных деривативов. И наоборот", - отметил Васильев.
Gazprom Marketing & Trading после покупки компании Pennine Natural Gas в Великобритании продает газ на оптовом рынке.
"Занимаемся хеджированием нефти и нефтепродуктов для наших конечных клиентов. Поставили в Великобританию первый СПГ. В четвертом квартале нынешнего года приступили к торговле электричеством и выбросами СО2", - рассказал глава компании.
"Начали с купли-продажи электроэнергии, а теперь получили право ее производить", - отметил он.
При этом Васильев подчеркнул, что Газпром не собирается ограничиваться этим рынком: на очереди Франция, Нидерланды и Германия.
Gazprom Marketing and Trading (дочерняя структура Газпрома) создана в Великобритании в 1999 году и обладает всеми необходимыми лицензиями для поставок газа конечным потребителям в различных секторах промышленности.