Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-style-parent:""; font-size:10.0pt;"Times New Roman";}
В преддверии выпуска его книги в России «Больше чем бизнес», Ведомости пообщались с Джоном Брауном, управляющим директором и партнер в Европе Riverstone Holdings, бывшим гендиректором BP.
Лорд Браун рассуждает о стратегии любой нефтяной компании, которую она для себя должна выбрать и принять, прежде чем выходить на рынки других стран. Прежде всего, такой компании необходимо помнить о бизнес-цикле.
«Это очень длительный процесс. Сначала ведешь переговоры о получении лицензии (на это может уйти много времени), потом оплачиваешь ее, потом проводишь геологическое исследование, буришь разведочную скважину, хорошо, если что-то находишь, буришь еще скважины, начинаешь разрабатывать месторождение, наконец начинаешь генерировать денежный поток, а через 25-30 лет наступает момент, когда месторождение истощается. А может быть, и нет. Поэтому всегда нужно помнить: о чем бы я ни договаривался с правительством, это не на пять минут, это не на сейчас, это то, с чем мне придется работать в течение 25 лет. А это значит, что я должен быть доволен тем, что делаю. Во-вторых, я должен сохранить рабочие отношения с правительством в течение этого времени. Это значит, что вы должны как минимум помочь правительству подумать над тем, как использовать получаемые от вас деньги для развития общества. И необходимо по мере возможности участвовать в такой деятельности. Если вы считаете это абсолютно невозможным и вам кажется, что ситуация развивается в абсолютно неверном направлении, тогда, возможно, стоит уйти из страны, продав свои активы в подходящее время, пока дела совсем не испортились. Но я всегда считал, что в нефтегазовом бизнесе нужно быть оптимистом. Нужно работать с людьми, и их готовность сотрудничать порой просто удивительна. Так бывает далеко не всегда, ситуации меняются, политикам всегда приходится решать какие-то насущные проблемы. Но я доволен тем, как мы действовали во многих странах, например в Колумбии, Азербайджане», говорит экс-глава BP.
О ситуации в России Браун говорит легко и непринуждённо, но от событий после 2007 года открещивается и рекомендует пообщаться с Робертом Дадли. По его словам работа в России начиналась необычно. Будучи крупной компанией, BP всегда договаривалась с такими же компаниями, а в России общение происходило с 3-4 людьми. Для нефтяного гиганта это был новый опыт, опыт общения с предпринимателями. «У нас была одна программа действий в течение всех лет, что я участвовал в работе ВР в России, с первого дня переговоров до моего ухода из компании. И это, полагаю, очень важно, потому что мир крайне усложнился. За время моей деятельности в России цена нефти поднялась с $9 до $60-70 за баррель или даже выше. Россия тоже сильно изменилась. В начале нашей работы было практически невозможно экспортировать нефть в тех объемах, что мы добывали: не хватало трубопроводов, железнодорожных цистерн. Мы начинали при Борисе Ельцине, я уходил уже при Владимире Путине», говорит Браун.
Суть программы заключалась в том, что BP тогда установила для себя не политические, а технократические правила. Принцип был простой – пусть политики занимаются политикой, а мы займёмся бизнесом. Понимая какое влияние политика оказывает на нефтегазовый бизнес, этот принцип очень важен.
Ведомости поинтересовались у экс-главы BP, почему компания постоянно сталкивается с одними и теми же проблемами в России. Несмотря на то, что BP была в курсе того, как жёстко действовала Альфа-групп, отбирая активы Сиданко, ТНК-BP было создано всё таки именно с Альфой. Браун говорит, что никто не был готов сделать то, что сделали Альфа-групп, Access и Ренова, чтобы создать ТНК-BP. Все было слишком нестабильно, а они рискнули. «Мы уважаем их за это и именно по этому начали строить с ними компанию. И она оказалась успешной для всех. И мне кажется, людям в России очень нравилась эта компания. Это отличная компания».
В списке потенциальных партнёров ТНК была в начале лишь на третьем месте. На первом была Юкос, на втором – Сибнефть. Браун говорит, что они проанализировали все три компании, разговаривали с руководством ЮКОСа и поняли, что наиболее подходящая для BP структура партнёрства именно у ТНК. Именно они предложили необходимы баланс интересов и должную степень контроля. «Поэтому мы выбрали ТНК, а ТНК выбрала нас. Для свадьбы нужны двое.»
Кто знает какой бы была истории России, выбери тогда BP Юкос…
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}