Президент Роснефти Э.Худайнатов направил в ФАС письмо, в котором обосновывает отказ выполнить требование снизить розничные цены на бензин.
Почему Роснефть - понятно, компания близка к госструктурам. Ни ТНК-ВР, ни ЛУКОЙЛ такое письмо вряд ли написали. Письмо написано скорее для общественности.
Ситуация на самом деле патовая. Сверху настаивают на популистском снижении цен. Снизу - рынок подпирает. Что нужно в такой ситуации сделать? Конечно, втянуться в дискуссию. Что и сделано.
Вполне вероятно, что в результате дискуссии ФАС и нефтяники найдут компромисс. Однако , может случится, что дальше дискуссии дело не пойдёт, но"пар" выпустится.
В письме указывается, что установленные компанией цены и так находятся на низком уровне, едва обеспечивающем рентабельность. Лишнего бензина в стране нет, поэтому в случае дальнейшего снижения цен его начнут скупать мелкие оптовики и независимые АЗС для последующей перепродажи по спекулятивным ценам. Чтобы увеличить предложение бензина на рынке, компания предлагает правительству перенести сроки перехода на топливо класса Евро-3.
По мнению Роснефти, в настоящий момент на рынке нефтепродуктов сохраняется существенный недостаток предложения высокооктановых бензинов. При этом отмечается, что даже в условиях дефицита цена компании на бензин Аи-92 и дизтопливо, пользующиеся высокой популярностью у населения, значительно ниже цен основных компаний-конкурентов. Роснефть уверяет, что оптовые цены минимальны и не позволяют покрыть потерь компании. Кроме того, за период май-июнь оптовые цены компании продолжали снижаться.
Компания также напоминает, что в настоящий момент установление цен на нефтепродукты на внутреннем рынке на основе формулы цены, рассчитанной исходя из экспортной альтернативы, законодательно не закреплено, а в условиях дефицитного рынка, по мнению Роснефти, правильным был бы подход, рассчитанный на основе "импортного нетбека". Однако , И.Артемьев вряд ли согласится на формулу конкурентной цены на основе импортного паритета, которую предлагают нефтяные компании.
Единственной мерой стабилизации в сложившейся ситуации Роснефть считает стимулирование насыщения отечественного рынка топливом, что возможно только за счет увеличения производственных мощностей и внесения поправок в Технический регламент в части продления срока обращения топлива класса 2 начиная с сентября 2011 года.
Напомним, что в последних числах июня ФАС направила восьми нефтяным компаниям письма с требованием привести оптовые цены на нефтепродукты в соответствие с рыночной конъюнктурой.