USD 90.0055

-2.65

EUR 100.3139

-0.25

Brent 80.45

+0.58

Природный газ 2.244

+0.02

...

Совкомфлот. Неаудированный отчет за 9 месяцев 2011 года по МСФО

Результаты работы группы компаний Совкомфлот (СКФ) за 9 месяцев 2011 года (на 30 сентября – неаудированный отчет по МСФО).

Совкомфлот. Неаудированный отчет за 9 месяцев 2011 года по МСФО

Результаты работы группы компаний Совкомфлот (СКФ) за 9 месяцев 2011 года (на 30 сентября – неаудированный отчет по МСФО).


Динамика рынка
Падение фрахтового рынка продолжилось в первые девять месяцев 2011 года. Индекс доходности танкеров Clarksea снизился за отчетный период на 27%. Ставки фрахта на нефтеналивные суда в 2011 году ниже аналогичных ставок 2010 года на 30-65 % в зависимости от размера судна. В то же время ставки на продуктовозы сейчас ниже, чем в 2010 году на 5-30%, в зависимости от размера судна. На фоне ухудшения ситуации на фрахтовом рынке, акции публичных танкерных компаний находятся под большим давлением – индекс Bloomberg Tanker снизился на 47%.


СКФ: главные итоги
- Валовая выручка составила 1.075,6 млн. долларов США (+ 7,9 %*)
- Тайм-чартерный эквивалент (ТЧЭ): 697,3 млн. долларов США (-3,5 %*)
- EBITDA: 361,0 млн. долларов США (-13,7 %)
- Чистая прибыль: 46,6 млн. долларов США (-53,5 %)
- Коэффициент чистого долга составил 47,5 % (на 30 сентября 2010 г.: 43,8 %)
- На 30 сентября 2011 г. флот Группы включал 156 собственных и зафрахтованных судов общим дедвейтом 11,7 млн. тонн (+ 8,5 %*)
- Средний возраст танкерного флота – 6,8 лет
- В августе-сентябре 2011 г. танкер класса «Суэцмакс» «Владимир Тихонов» стал крупнейшим судном, осуществившим переход по трассам Северного морского пути (СМП) от Атлантики до Тихого океана с полным грузом газового конденсата компании «Новатэк»
- Подписаны 15-летние контракты с компанией «Gazprom Global LNG» (GGLNG), дочерним предприятием ОАО «Газпром», на долгосрочную аренду двух новых танкеров-газовозов СПГ типоразмера «Atlantic-max» грузовместимостью 170,000 куб.м каждый
- В августе 2011 г танкер класса «Афрамакс» «Адыгея» приступил к челночным перевозкам нефти в рамках обслуживания шельфовой нефтедобычи на месторождении «Перегрино» (Бразилия) под управлением нефтяной компании «Статойл». На данный момент по долгосрочным соглашениям в этом проекте задействованы три танкера СКФ
- СКФ вошёл в сегмент морской сейсморазведки: приобретение нового высокотехнологичного научно-исследовательского судна геофизической разведки «Вячеслав Тихонов» (X-bow 3D, год постройки – 2011).
*Сравнительное увеличение/сокращение в % по сравнению с аналогичным периодом в 2010 г. (за 9 мес. на 30 сентября 2010 г.)

Комментарии руководства компании:
Генеральный директор ОАО «Совкомфлот» Сергей Франк отметил:
«Отчетный период был исключительно сложным для танкерной отрасли. В третьем квартале 2011 года сразу несколько крупных танкерных компаний оказались неспособными удовлетворять требования кредиторов и вынуждены проводить мероприятия по реструктуризации и обращаться в суд за защитой от кредиторов. Совкомфлот продемонстрировал значительно большую, чем наши конкуренты, устойчивость бизнес-модели, а также способность успешно противостоять негативному воздействию рынка. Вполне возможно, что СКФ единственная крупная танкерная компания, которая показала чистую прибыль по итогам первых девяти месяцев 2011 года. Этого удалось достичь в условиях, когда ставки на фрахтовом рынке опустились самых низких показателей за более чем десятилетний период. Рынок продолжает испытывать давление двух основных факторов: переизбытка тоннажа и слабых макроэкономических перспектив для мировой экономики. Пока нет оснований полагать, что в 2012 году ситуация на танкерном рынке станет существенно лучше. Тем не менее, компания продолжает реализацию своей Стратегии развития, делая ставку на крупные индустриальные проекты. Обеспечивая должный уровень рентабельности, мы заключили новые контракты в сегменте перевозок СПГ и обслуживания шельфовых нефтегазовых проектов, которые принесут нам более миллиарда долларов США будущих доходов. Группа Совкомфлот продолжает удерживать прочные позиции на рынке и располагает всеми возможностями для обеспечения долгосрочного устойчивого роста».


Первый заместитель Генерального директора ОАО «Совкомфлот» Евгений Амбросов отметил:
«Компания сфокусирована на тех сегментах рынка и на тех услугах, которые наиболее востребованы нашими клиентами – энергетическими компаниями - и российским экспортом углеводородов. За отчетный период доля первоклассных индустриальных проектов в бизнес-портфеле СКФ, а именно в сегменте оффшорных и газовых проектов, сильно возросла. Глядя в будущее, помимо растущих привлекательных возможностей в данных сегментах, остаются ещё существенные перспективы для конкурентного развития сегмента судов ледового класса с учетом растущего экспорта из потенциально богатого энергоресурсами региона Арктики и субарктики».


Первый заместитель Генерального директора ОАО «Совкомфлот» Сергей Поправко заявил:
«В отчетном периоде Группа СКФ обеспечила выполнение ряда рейсов по трассам Северного морского пути (СМП). Наиболее важное значение имел первый рейс танкера типоразмера «Суэцмакс» «Владимир Тихонов» с полным грузом газового конденсата (120000 тонн), доставленного из Мурманска в Таиланд. С учетом того, что предыдущие рейсы по СМП осуществляли танкеры типоразмера «Афрамакс», «Владимир Тихонов» стал крупнейшим танкером прошедшим этим маршрутом. Открытие Совкомфлотом нового, коммерчески оправданного маршрута через северные моря позволяет протянуть морской мост, соединяющий перспективные шельфовые месторождения России с международными рынками энергоносителей. Несмотря на «шторм» на мировых финансовых и фрахтовых рынках, мы продолжаем поддерживать лидирующие позиции в сфере технического менеджмента судов и постоянно улучшаем качество предоставляемых услуг. Наш подход к работе поддерживается программой «SCF-2015», которая направлена на обеспечение самых высоких стандартов надёжности, безопасности и эффективности морских перевозок грузов.
По словам Первого заместителя Генерального директора ОАО «Совкомфлот» Николая Колесникова, «результаты работы за отчетный период ясно подтверждают правильность выбора стратегического решения о развитии бизнес-портфеля в части, касающейся новых высокоэффективных секторов. За первые девять месяцев 2011 года только в шельфовом сегменте была получена прибыль в сумме 105 млн. долларов США ( + 50% по сравнению с аналогичным периодом в 2010 году). У Группы – устойчивые финансовые показатели по балансу, несмотря на ситуацию на рынках. Группа завершила отчетный период с соотношением суммы долга к активам компании в пределах запланированного показателя: ниже 50%. Важно отметить, что СКФ по результатам продолжает опережать других игроков на рынке и сохраняет доступ к капиталу».

9 месяцев – основные финансовые результаты (отчетность по МСФО)

млн долл. США

2011 г.

(на 30 сентября)

2010 г.

(на 30 сентября)

+/-

%

Валовая выручка

1.075,6

997,3

+7,9

Тайм-чартерный эквивалент (ТЧЭ)*

697,3

722,9

-3,5

EBITDA**

361,0

418,1

-13,7

Чистая прибыль

46,6

100,2

-53,5

*TЧЭ Тайм-чартерный эквивалент (ТЧЭ) показывает доходы от фрахта и аренды за вычетом рейсовых расходов и используется в судоходной отрасли, чтобы отразить финансовые результаты и сравнить выручку от рейсового чартера с выручкой от тайм-чартера

**EBITDA – прибыль до уплаты процентов, налогов, износа и амортизации..


Валовая выручка за девять месяцев по состоянию на 30 сентября 2011 года составила 1.075,6 млн долларов США, увеличившись на 7,9% (9 мес. 2010г.: 997,3 млн долларов США). Тайм-чартерный эквивалент (ТЧЭ) за отчетный период уменьшился на 3,5% и составил 697,3 млн долларов США.
Важно отметить, что доля специализированных услуг (газовые и шельфовые проекты) в бизнес-портфеле компании значительно выросла по сравнению с этим же периодом 2010 года. Доля газовых и шельфовых проектов в ТЧЭ увеличилась с 22% до 29% за период первых девяти месяцев 2011 года. Прибыль до уплаты процентов, налогов, износа и амортизации (EBITDA) сократилась на 13,7% и составила 361,0 млн долларов США. (9 мес. 2010 г.: 418,1 млн долларов США). Чистая прибыль за период сократилась на 53,5% до 46,6 млн долларов США (9 мес. 2010 г.: 100,2 млн долларов США).

Основные эксплуатационные результаты


Ключевые сегменты бизнеса
Танкеры для перевозки сырой нефти
На 30 сентября 2011 года данный сегмент бизнеса компании остается крупнейшим по доходам ТЧЭ и по эксплуатационной прибыли (за вычетом износа и убытков от снижения стоимости), составляя 45% от общего объёма. Однако данный сегмент подвергается негативному воздействию заниженных фрахтовых ставок, отражая также проблему переизбытка тоннажа, которая выразилась в 24-процентном сокращении эксплуатационной прибыли за первые девять месяцев 2010 года.

За отчетный период Группа приняла в эксплуатацию новый танкер «Суэцмакс» («Леонид Лоза» дедвейтом 156.572 тонн) и новый танкер ледового класса 1B/1C типоразмера «Афрамакс» («Суворовский проспект» дедвейтом 113,860 тонн). На конец отчетного периода Группа имела в портфеле заказов шесть танкеров для перевозки сырой нефти общим дедвейтом 1.12 млн тонн, которые будут поставлены к декабрю 2013 года. В их число входит заказ на танкер VLCC (первый для Группы), который был сделан после заключения в первой половине 2011 года с компанией “PetroChina” долгосрочного чартера на два танкера дедвейтом 320.000 тонн каждый.

За девять месяцев 2011 года (на 30 сентября) Группа СКФ еще более укрепила сотрудничество с компанией “Statoil” после того, как была выбрана одной из числа двух компаний, соответствующих всем требованиям “Statoil” по перевозке сырой нефти с месторождения “Peregrino” в Бразилии. Первая партия груза была перевезена по данному соглашению нефтяным танкером «Адыгея», принадлежащим Новошипу, в августе 2011. Группа СКФ обеспечит морскую перевозку танкерами типа «Афрамакс» половины поступающей с этого месторождения нефти. Три танкера уже работают в соответствии с условиями заключенных долгосрочных тайм-чартерных соглашений.

30 августа 2011 года танкер типоразмера «Суэцмакс» «Владимир Тихонов» дедвейтом 160.000 тонн завершил транзитный переход по трассам Северного морского пути (СМП) – наиболее труднопроходимого высокоширотного арктического маршрута, простирающегося от Атлантического океана до азиатской части Тихого океана. Судно начало рейс в Мурманске 20 августа 2011 года и закончило его в порту выгрузки – Мап Та Пхут (Таиланд). «Владимир Тихонов» перевез 120.000 тонн газового конденсата, принадлежащего фрахтователю ОАО «Новатэк». «Владимир Тихонов» стал самым крупным танкером, прошедшим этим маршрутом.

Танкеры для перевозки нефтепродуктов
Ситуация в этом сегменте продолжала оставаться неблагоприятной, торговая маржа – низкой. При этом предложение на рынке продуктовозов превышает спрос. За первые девять месяцев 2011 года данный сегмент составил около 26% в доходах ТЧЭ и 6% в эксплуатационной прибыли за вычетом износа и убытков от снижения стоимости.

За отчетный период компании были поставлены три танкера-продуктовоза LR1 – SCF Pioneer (дедвейтом 74.602 тонн), SCF Provider (дедвейтом 74.548 тонн) и SCF Prime (дедвейтом 74.602 тонн). Суда являются частью совместного предприятия с компанией “Glencore”, в котором доля Группы СКФ составляет 51%.

31 января 2011 года танкер-продуктовоз ледового класса SCF Neva, принадлежащий Группе, осуществил пробный рейс из порта Усть-Луга в направлении Таллина (Эстония). Это судно стало первым танкером, ставшим под погрузку нефтепродуктов на новом терминале, который начал работать в Ленинградской области в первой половине 2011 года. Первым судном, осуществляющим погрузку в Усть-Луге на регулярной основе стал «Приморский проспект»

Танкеры-газовозы
За первые 9 месяцев 2011 года доля поступлений от работы танкеров-газовозов в общем объеме прибыли ТЧЭ составила 8% и 15% - в эксплуатационной прибыли за вычетом износа и убытков от снижения стоимости (увеличение на 2% по прибыли ТЧЭ за аналогичный период в 2010 году). Группа СКФ – крупнейший оператор танкеров СПГ ледового класса. Газовозы показали хорошие результаты по сравнению с другими судами флота СКФ, что говорит о более положительной динамике на мировом рынке сжиженного природного газа. Морские перевозки СПГ представляет собой растущую часть бизнес-портфеля СКФ и ключевой элемент Стратегии развития группы.
Выиграв международный тендер, в июне 2011 года Группа подписала контракт с “Gazprom Global LNG Limited (GGLNG) – дочерней компанией ОАО «Газпром». Контракт предусматривает долгосрочную аренду (тайм-чартеры) на срок не менее 15-ти лет двух новых танкеров-газовозов СПГ («Атлантик-Макс») ледового класса (Ice 2) . Грузовместимость каждого судна около 170.000 куб.м. Поставка состоится в 2013-2014 годах.

Шельфовые проекты
За первые девять месяцев 2011 года сегмент шельфовых проектов продемострировал значительный рост. Доходы ТЧЭ увеличились на 55% и составили 135 млн долларов США,а эксплуатационная прибыль увеличилась на 50%, достигнув 105 млн долларов (по сравнению с аналогичным периодом в 2010 году).Такой рост во многом связан с приобретением Группой СКФ в начале года современного челночного танкерного флота с ледовым классом для обслуживания проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2».

6 июля 2011 года на Выборгском судостроительном заводе состоялась резка стали для строительства первого судна в серии многофункциональных судов-снабженцев, заказанных группой компаний Совкомфлот (СКФ). Строительство многофункциональных судов-снабженцев - результат соглашения, подписанного в декабре прошлого года между Группой СКФ и “Exxon Neftegas Limited” (оператор проекта «Сахалин-1»). Документ предусматривает передачу Совкомфлотом в долгосрочную аренду (тайм-чартер) двух специализированных судов снабжения высокого ледового класса.

Соответствующие судостроительные контракты были подписаны группой СКФ и компанией Arctech Helsinki Shipyard Oy – совместным предприятием ОАО «ОСК» и STX Finland. На судостроительных мощностях Выборгского судостроительного завода будут построены элементы корпусов новых судов.

16 сентября 2011 года новое научно-исследовательском судне геофизической разведки – «Вячеслав Тихонов» – вошло в состав флота Группы. Высокотехнологичное X-bow 3D судно геофизической разведки построено в августе 2011 года и является самым молодым из шести ныне существующих судов подобного класса в мире. Судно приобретено группой компаний СКФ на условиях бербоут-чартера у одного из мировых лидеров в области морской сейсморазведки - компании Polarcus Limited. Судно приступило к выполнению контракта на проведение сейсморазведки по проекту Туапсинский прогиб в интересах ОАО «НК Роснефть» и ExxonMobil и будет эксплуатироваться совместно ОАО «Совкомфлот» и ОАО «Севморнефтегеофизика» - одной из ведущих российских сейсморазведочных компаний. Участие в данном проекте стало результатом победы альянса СКФ-СМНГ в тендере компании ОАО «НК Роснефть» на выполнение в 2011-2012 гг. морских сейсморазведочных работ на континентальном шельфе в Черноморском бассейне.


Флот компании

По состоянию на 30 сентября 2011 года флот Группы СКФ включает 156 судов общим дедвейтом 11,7 млн тонн. За первые девять месяцев 2011 года Группа приняла в эксплуатацию 11 судов общим дедвейтом 1,1 млн тонн. За отчетный период Группа продала пять судов, включая три сухогруза и два танкера «Хэндисайз», общим дедвейтом 110.000 тонн.

Подробный список судов представлен на сайте СКФ ( www.scf-group.ru ).

Финансовое положение

На 30 сентября 2011 года сумма законтрактованных будущих доходов составляет 5,5 млрд долларов США. Такие результаты обусловлены прочными и долгосрочными отношениями Группы СКФ с первоклассными фрахтователями – в основном, крупнейшими национальными и международными энергетическими компаниями.

На конец отчетного периода Группа продолжила удерживать сильную позицию по ликвидности, при этом остаток денежных средств составил 334,8 млн долларов.

16 июня 2011 года международное рейтинговое агентство “Standard & Poor’s” присвоило Группе СКФ долгосрочный кредитный рейтинг “BBB-“ со стабильным прогнозом. В течение первых девяти месяцев 2011 года оба агентства: “Moody’s” и “Fitch” сохранили свои инвестиционные рейтинги, однако оба агентства понизили для СКФ прогнозы до негативных (Baa 3 “Negative” и “BBB-“ ‘Negative” соответственно), что отражает непростую экономическую ситуацию, сложившуюся в судоходной отрасли. В то же время за отчетный период агентство “Moody’s” понизило рейтинг СКФ по размещение выпуска долларовых еврооблигаций до Ba1 “Negative”.

Выдержки из консолидированного отчета о прибылях и убытках

(МСФО)

Млн долл. США

9M 2011г.

9M 2010г.

+/- %

Валовая выручка (доходы от фрахта и аренды)

1.075,6

997,3

+7,9

Рейсовые расходы и комиссии

(378,3)

(274,4)

+ 37,9

Тайм-чартерный эквивалент

697,3

722,9

-3,5

Прямые операционные расходы

(298,1)

(274,3)

+8,7

Эксплуатационная прибыль

399,2

448,6

-11,0

Общие и административные расходы

63,8

60,3

5,8

Всего прочие операционные расходы

(97,4)

(89,8)

+8,5

EBITDA

361,0

418,1

-13,7

Чистая прибыль

46,6

100,2

-53,5

Выдержки из отчета о финансовом положении

(МСФО)

Млн долл. США

9M 2011г.

9M 2010г.

+/- %

Суда в эксплуатации

5.523,5

5.229,8

+5,6

Незавершенное строительство по судам

284,6

231,3

+23,0

Денежные средства и банковские депозиты

334,8

512,2

-34,6

Всего активы

6.653,7

6.513,0

+2,2

Акционерный капитал

3.079,0

3.123,0

-1,4

Банковские кредиты и обязательства по финансовому лизингу

3.122,9

2.955,8

+5,7

Коэффициент чистого долга

47,5 %

43,9 %

+8,2

Выдержки из отчета о движении денежных средств

(МСФО)

Млн долл. США

9M 2011г.

9M 2010г.

+/- %

Денежные средства на начало периода

443,4

265,7

+66,9

Чистые денежные средства, полученные от операционной деятельности

310,7

367,9

-15,5

Чистые денежные средства, полученные от инвестиционной деятельности

(497,9)

(418,7)

+18,9

Чистые денежные средства, полученные от финансовой деятельности

22,4

107,8

-79,2

Денежные средства и их эквиваленты на конец периода

277,5

319,6

-13,2

Денежные средства и банковские депозиты

334,8

512,2

-34,6


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram