ЛУКОЙЛ открыл Научно-исследовательский центр в Кстово (Нижегородская область).
Это – совместный проект ПНЗ ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез и НИИ ЛУКОЙЛ-Нижегородниинефтепроект.
Научно-исследовательский центр (НИЦ) предназначен для разработки и коммерциализации энерго- и ресурсосберегающих технологий.
Центр оснащен современной аналитической базой, стендами и пилотными установками процессов НПЗ: гидроочистка, концентрирование водорода, экстракция, производство битумов, управление которыми ведется из единой операторной.
В НИЦ построены и введены в эксплуатацию 2 пилотные установки, созданные с применением разработок и патентов ЛУКОЙЛа: энергоэффективное выделение водорода с высокими чистотой и давлением из водородсодержащих газов и очистка дизельного топлива от трудноудаляемых серо-ароматических соединений.
В 2013 г в Центре планируется запуск пилотных установок гидроочистки и гидрокрекинга высокого давления, жидкостной экстракции и ряда других технологий.
«Открытие исследовательского центра - это конкретный вклад нашей компании в развитие отечественной отраслевой науки в интересах повышения эффективности переработки нефти и газа, улучшения качества нефтепродуктов и более широкого применения новых технологий ресурсосбережения», - сказал 1-й вице-президент ЛУКОЙЛа В. Некрасов.
По словам гендиректора ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез А. Коваленко,на развитие предприятия, экологию и благотворительность до 2018 г планировалось вложить 90 млрд руб.
Вероятно, создание научно-исследовательского центра в г Кстово - это вложение части выделенных миллиардов на развитие.
1-й этап программы развития ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез завершился в 2010 г, за это время ЛУКОЙЛинвестировал в завод более 50 млрд руб.
Завод производит бензин и топливо по экологическому стандарту, класса ЕВРО-5.
Вообще в настоящее время на всех автозаправках ЛУКОЙЛа в центре России реализуется только топливо Евро-5.
Напомним, Лукойл-Центрнефтепродукт объявил 14 сентября 2012 г об окончательной смене сортов бензина на своих АЗС в центре России.
Именно на ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтезе в мае 2011 г была выпущена 1-я партия АИ-98 класса Евро-5.
Бензины класса 5 поступили тогда в розничную продажу на АЗС по мере исчерпания остатков Евро-4.
Запуск НИЦ в г Кстово, а также корректировка планов модернизации НПЗ позволит ЛУКОЙЛу и дальше удерживать переработку на стабильном уровне, возможно, с растущим трендом.
Переработку ЛУКОЙЛ может увеличить значительно, потому что резервы по сырью есть.
ЛУКОЙЛ перерабатывает на своих предприятиях в России и за рубежом около 60 млн т/год нефти, что составляет около 70% от добычи.
Эти мероприятия позволяют ЛУКОЙЛу наращивать прибыль, несмотря на снижение добычи нефти в 2011 г на 5,5% до 90,7 млн т/год.
Правда В.Алекперов обещал для начала в 2012 г стабилизировать добычу нефти, а затем постепенно наращивать ее при вводе в эксплуатацию перспективных месторождений в Ираке, Средней Азии, на шельфе Каспийского моря и в ЯНАО. Без науки здесь тоже не обойтись. На одном ГРП далеко не уедешь.
Хотя , в сравнении с другими статьями расходов , 4,8 млрд рублей на научно-технические работы в 2011 г выглядят достаточно скромно.
Кстати, добыча газа в ЛУКОЙЛе в 2011 г выросла на 3,2 %, составив около 22 млрд м3/год.
Чистая прибыль ЛУКОЙЛа по US GAAP в 2011 г выросла на 15% - до 10,357 млрд долл США.