Ирак снова и снова напоминает ExxonMobil, что компания должна, наконец, выбрать между работой в южных месторождениях или в Курдистане.
Об этом заявил иракский министр нефтяной промышленности А. аль-Луайби.
«Мы ясно дали понять на нашей последней встрече с представителями ExxonMobil, что мы ожидаем от них ответа на то, где они собираются работать - в Курдистане или на юге Ирака. ExxonMobil не может работать в 2-х местах одновременно», - строго заявил А.аль-Луайби.
Такая позиция властей Ирака вызвана тем, что ExxonMobil подписала контракт с Курдистаном без согласования с центральным правительством Ирака.
Однако региональное правительство Курдистана (КРП) утверждает, что конституция страны позволяет им заключать контракты с нефтедобывающими компаниями без одобрения центрального правительства.
ExxonMobil уже сделала свой выбор в ноябре 2011 г, подписав 6 контрактов с КРП.
Понять нефтегазового «мэйджора» можно, ExxonMobil – оператор не очень прибыльного проекта на месторождении Западная Курна 1 в Басре.
Желание Exxon Mobil продать долю в Западной Курне-1 можно понять, потому что премия 1,9 долл США/барр нефти сегодня мало кого может вдохновить.
Зная трепетное отношение властей Ирака к курдской проблеме, Exxon Mobil должна была действовать очень осторожно.
8 ноября 2012 г Exxon Mobil заявила государственной нефтяной компании Ирака о том, что хочет выйти из проекта разработки Западной Курны -1.
Однако Exxon Mobil не учла все риски такого заявления.
Расчет был на то, что будет много желающих выкупить долю компании в проекте разработки месторождении Западная Курна 1 в Басре.
Эксперты не сомневались, что 1-е предложение о покупке будет сделано именно ЛУКОЙЛу, проигрыш которого в тендере по Западной Курне -1 , в свое время, расстроил партнерство ЛУКОЙЛа с ConocoPhillips, которая в 2010 г продала долю 20% ЛУКОЙЛа.
Тем не менее, что то пошло не так.
Взвесив все риски, 24 декабря 2012 г ЛУКОЙЛ неожиданно для Exxon Mobil отказался.
Именно в этот момент Ирак попросил Exxon Mobil поторопиться с принятием решения.
Exxon Mobil - не маленькая компания.
Кстати, именно 28 января 2012 г стало известно, что ExxonMobil стала самой дорогой публичной компании мира, тем самым, вернув свой титул, который в 2011 г компания уступила Apple.
Однако, сделав выбор в пользу иракского Курдистана, не продав долю в Западной Курне -1, компания сможет выйти из проекта только с большими убытками, которые могут существенно снизить эффективность проектов в иракском Курдистане.
Ошеломленный глава Exxon Mobil Р.Тиллерсон встречался на прошлой неделе и с премьер-министром Ирака Н.аль-Малики и президентом Курдистана Барзани, чтобы обсудить операции в обеих областях.
Не лучше у Ирака отношения с Chevron и Total, тоже сотрудничающих с КРП.
Им тоже может быть предъявлен ультиматум.
«Ситуация с другими компаниями может развиваться по аналогичному сценарию, и они об этом предупреждены», - многозначительно добавил А.аль-Луайби.
Это напрямую касается Газпром нефти, дочка которой, Gazprom Neft Middle East начала работу над проектами в Курдистане в августе 2012 г.
Gazprom Neft Middle East подписала с правительством автономного образования соглашения о разработке блоков Garmian и Shakal.
В ноябре 2012 г неутомимый А.аль-Луайби заявил, что Газпром нефть остановила работу в иракском Курдистане.
Газпром нефть это заявление не комментировала.