Негативную динамику в развитии украинской нефтепереработки Кабмину поможет преодолеть диверсификация поставок нефти и запуск Одесского НПЗ.
На днях глава Минэнергоуглепрома Э.Ставицкий сказал, что в скором времени на рассмотрение Кабмина будет подана программа поддержки и развития отечественной нефтепереработки, реализация которой должна привести к наращиванию доли бензинов украинского производства на рынке. Министр отметил, что правительство планирует выйти на объемы нефтепереработки в 1 млн. тонн в месяц против нынешних 300 тыс тонн. Эксперты называют эту цель реалистичной: такие объемы перерабатывались в 2003-2004 гг, когда Украина на 90% обеспечивала себя топливом за счет собственного производства.
По статистике Минэнергоуглепрома, в 2012 г в Украине было переработано 4,57 млн т нефти при совокупной мощности украинских НПЗ 43,65 млн. т. Т. е. суммарно предприятия были загружены всего на 10%.
Как правило, их производство соответствует стандартам Евро-2, Евро-3 и Евро-4. А Одесский НПЗ, как уверяет А. Каплан, сможет выпускать высокооктановые бензины качества Евро-5.
В этом году переработка нефти может заметно увеличиться, благодаря возобновлению работы Одесского НПЗ, на который в прошлом месяце пришел новый собственник — группа компаний ВЕТЭК молодого бизнесмена С.Курченко.
Укртранснафта предложила альтернативные маршруты поставок нефти для НПЗ в Одессе — с моря и суши. По словам исполнительного директора ВЕТЭК А. Каплана, Одесский НПЗ будет получать нефть морем через терминал Синтез-Ойл.
«Мы предложили два варианта — через морской нефтяной терминал „Южный“ для нефти сорта Azeri Light или по нефтепроводу Кременчуг—Одесса для нефти сорта Urals. Сейчас они принимают решение», — сообщил предправления «Укртранснафты А.Лазорко. Он уточнил, что перевод нефтепровода Кременчуг—Одесса в аверсный режим не составляет сложности и займет всего несколько дней
Ранее мы говорили, что ВЕТЭК намерен выйти на годовой объем переработки до 2,5 млн тонн нефти сорта Urals и продавать бензин на внутреннем рынке.
«Мы рассчитываем на поставки с моря, хотя схема сложная. Магистральный нефтепровод на данный момент не работает в нашем направлении», - заявил А. Каплан.
Перевалка сырья будет происходить на терминале Синтез-Ойл в Одессе.
Ранее, Укртранснафта уже сообщала о готовности обеспечить транспортировку сырья на Одесский НПЗ через морской нефтяной терминал Пивденный (Южный), который способен принимать танкеры дедвейтом до 100 тыс тонн.
Для повышения рентабельности Укртранснафта предлагает 50% скидки на портовые сборы и услуги.
Терминал Пивденный, введенный в эксплуатацию в 2002 г,является морской частью комплекса, включающего в себя также 674-километровый магистральный нефтепровод Одесса – Броды. МНП Одесса-Броды строился для прокачки легкой каспийской нефти в Европу, однако до 2004 г простаивал, а затем использовался в реверсном режиме в направлении терминала Пивденный, который выполнен технологически как реверсивная система, что позволяет принимать нефть с моря или наливать ее в танкеры из действующих нефтепроводов.
Действует 1-я очередь с пропускной способностью 9 млн т/год нефти.
«После наладки регулярных поставок нефти компания планирует выйти на годовой объем переработки до 2,5 млн. тонн и выпускать бензин стандарта Евро-5», - сказал А. Каплан.
Главным рынком сбыта будет внутренний рынок страны.