Крупнейшие российские госкомпании и госбанки в 2013 г наращивали вознаграждения для своих топ-менеджеров.
Интер РАО и РусГидро, в 2013 г снизили выплаты членам правления. Так, выплаты членам правления Интер РАО в 2013 г уменьшилась на 13% по сравнению с 2012 г, до 527,9 млн руб, что составило на каждого из 10 членов правления в среднем около 53 млн руб/год на чел.
Выплаты членам РусГидро за 2013 г составили 612,3 млн руб, что на 34% меньше, чем в 2012 г, что что составило в среднем около 44 млн руб/год на каждого из 14 членов.
Согласно финансовой отчетности, в Газпроме выплаты правлению выросли на 67% по сравнению с 2012 г, а в банке ВТБ24 - более чем в 4 раза, несмотря на сокращение прибыли или скромные показатели ее прироста прибыли.
14 февраля 2014 г Э.Набиуллина поведала, что ЦБ РФ снизил прогноз по росту ВВП в 2014 г с 3% до 1,5-1,8 %.
Предположительно, бюджет страны на 2014 г уменьшится на сумму около 300 млрд руб.
В условиях, когда правительство РФ пытается сбалансировать бюджет, прежде всего, за счет населения, выплата довольно щедрых зарплат и премиальных топ-менеджерам госкомпаниий печалит и вызывает вопросы к власти.
Почему бы не ограничить каким-то образом это?
Из анализа ежеквартальной финансовой отчетности крупнейших российских организаций с большой долей госучастия можно сделать вывод, что вознаграждение управленцев в российских госкомпаниях и банках фактически не зависит ни от результатов их деятельности, ни от наполняемости федерального бюджета.
Так, за январь-сентябрь 2013 г прибыль Газпрома, по разным стандартам, выросла на 3,5-3,8% по сравнению с аналогичным периодом 2012 г, превысив 858 млрд рублей.
При этом Газпром потратил в 2013 на оплату труда своих топ-менеджеров 1,78 млрд рублей.
Непосредственно на зарплаты из этой суммы было израсходовано 814,5 млн рублей, на премии - 715,5 млн руб, на льготы - 154 млн рублей.
По сравнению с 2012 г выплаты правлению выросли сразу на 67%.
Причем рост зарплат, премий и льгот у менеджеров выросли почти в 2 раза.
А есть ведь еще и служебные командировки, которые тоже составляют немалые суммы.
В правление Газпрома входят 17 человек, в тч А. Миллер.
Банк ВТБ24 увеличил в прошлом году выплаты своим топ-менеджерам более чем в 4 раза, в целом, до 1,71 млрд рублей.
В эту сумму входят и зарплаты, и премии для 9 членов правления.
Между тем, чистая прибыль ВТБ24 за 2013 г сократилась почти на 40% и составила 22,2 млрд рублей.
Сбербанк за 2013 г увеличил выплаты правлению, в которое входят 14 человек, примерно на 21% - до 2,4 млрд рублей.
Чистая прибыль Сбербанка РСБУ выросла в 2013 г на 13,4% в сравнении с 2012 г, состав почти 393 млрд рублей.
Очевидно, что бонусы и зарплаты в частном бизнесе - это проблема частного бизнеса.
Однако ситуация в корне меняется, когда речь идет о компаниях и банках с государственным участием.
Небезызвестный руководитель Института проблем глобализации М. Делягин, умело привлекающий внимание аудитории мастерски придуманными заголовками ( помните, в 2002 г, его классическое о СИБУРЕ и Газпроме: «После того, как вы изнасиловали девушку, как заставить ее любить?»), считает когда речь идет о компаниях и банках с государственным участием, государство должно фиксировать предельную величину подобных выплат.
Иначе это похоже на административный экстремизм: уже сам факт столь высоких вознаграждений топ-менеджерам, сама публикация таких данных по зарплатам и бонусам разжигают социальную ненависть.
Добавим, что есть и другие малопонятные дорогостоящие затраты.
У Газпрома это, к примеру, построенный к Олимпиаде в г Сочи Дом приема официальных гостей Псехако стоимостью около 2 млрд рублей.
Как часто в Псехако будут ездить официальные гости Газпрома, - может подумать обыватель?
Почему руководители Газпрома допускают столь масштабные затраты на столь неясные объекты?
Вероятно, есть и другие подобные объекты.
Почему бы не сократить бонусы руководителям компаний, если они допустили такое неэффективное расходование средств?
Это , вероятно, записано в затраты компании, что ведет к уменьшению налогооблагаемой базы и, как следствие , снижению поступлений в бюджет.
Премии должны выплачиваться по результатам деятельности, когда компания успешно работает.
Но сейчас выплаты бонусов в госкомпаниях уже вышли за рамки разумного.
Такие выплаты свидетельствуют о том, что эти деньги фактически изъяты у самого государства, а также у вкладчиков, потребителей услуг, налогоплательщиков.
Бонусы уже давно превратились в способ перекачки прибылей в карманы руководителей компаний.
Было бы логично привязывать размер вознаграждений к динамике прибыли.
Если в компаниях почти не растет прибыль, то о каких бонусах тут говорить?
Во всем нужна мера, в тч в вознаграждениям топ-менеджеров.
Впрочем, на практике правительство РФ никак не ограничивает оплату труда и премиальные в госкомпаниях, пока лишь обсуждая возможность ограничить «золотые парашюты» для руководителей таких структур.
В конце января 2014 г ГД РФ одобрила в 1м чтении законопроект, ограничивающий «золотые парашюты» топ-менеджерам госкомпаний их 6-кратным ежемесячным заработком.
Такая невнимательность власти к выплатам в госкомпаниях кажется странной, более того опасной для будущего развития страны.
Ведь правительство сейчас всеми силами пытается найти дополнительные источники покрытия бюджетного дефицита, в том числе за счет ужесточения налогового бремени.
И одновременно с этим оно почти не замечает, как иссякает еще 1 источник пополнения бюджета - дивиденды крупнейших госкомпаний.
Ведь чем больше компании потратят на оплату труда управленцам, тем меньше в итоге они распределят средств между акционерами, среди которых, в 1ю очередь, само государство.