Тольяттиазот договорился Укрхимтрансаммиаком и возобновил транзит аммиака по территории Украины.
По результатам переговоров, Тольяттиазот с 12 часов 3 февраля 2017 г восстановил в полном объеме транзит аммиака по аммиакопроводу Тольятти - Одесса в соответствии с контрактными обязательствами.
Но в украинских СМИ начались спекуляции по этому вопросу и Тольяттиазот решил объясниться.
Транзит был восстановлен на тех условиях, которые зафиксированы в действующем договоре между Тольяттиазотом и Укрхимтрансаммиаком.
Урегулирование спорных финансовых вопросов стороны сейчас согласовывают.
Эти моменты связаны с уплатой Тольяттиазотом надбавки к тарифу, признанной незаконной Высшим административным судом Украины.
Также обсуждается возмещение убытков, понесенных Тольяттиазотом, вследствие прекращения транзита аммиака по территории Украины в декабре 2016 и январе 2017 гг.
Спор между компаниями обострился в конце 2016 г из-за применения надбавки к тарифу за транспортировку аммиака в размере 8 долл США/т, которая была введена приказом Минэкономразвития Украины в августе 2015 г.
В ноябре 2016 г Высший административный суд Украины полностью удовлетворил кассационную жалобу Тольяттиазота и признал приказ Минэкономразвития не соответствующим законодательству Украины.
Тольяттиазот обвинил Укрхимтрансаммиак в затягивании переговоров.
Кроме того, Укрхимтрансаммиак даже после решения суда не стал снижать тариф и настаивал на применении отмененных судом штрафов.
Еще 1 причиной временной остановки транзита был отказ Укрхимтрансаммиака увеличивать квоту на транзит аммиака от Тольяттиазота.
В результате Тольяттиазот 23 декабря 2016 г полностью остановил транзит аммиака по территории Украины.
Укрхимтрансаммиак выступает оператором аммиакопровода Тольятти - Одесса, по которому российский аммиак направляется на экспорт через Одесский припортовый завод (ОПЗ).
Общая протяженность аммиакопровода составляет 2,42 тыс км, на территории Украины - 1,02 тыс км.
Пропускная способность трубопровода составляет 2,52 млн т/год, из них 2,12 млн приходится на российские предприятия, оставшиеся 400 тыс т обеспечивал остановленный с 2014 г украинский концерн Стирол.