Об этом сообщает газета Коммерсантъ со ссылкой на подсчеты АЦ ТЭК, представленные в октябрьской презентации.
Из-за этого Минэнерго РФ рассматривает список антикризисных мер, среди которых заключение новых соглашений о вывозе угля и скидки на тарифы РЖД.
Участники рынка вынуждены в таких условиях наращивать инвестиции из-за усложнения цепочек поставок оборудования в связи с санкциями.
По данным АЦ ТЭК:
- угольная отрасль на фоне падения цен стоит на грани банкротства;
- в 2024 г. отрасль стала единственной убыточной в России;
- убыток до налогообложения оценивается в 34 млрд руб. против 783 млрд руб. и 357 млрд руб. прибыли в 2022 и 2023 гг.;
- фискальные и тарифные меры, введенные в период высоких цен на уголь, привели к изъятию 500 млрд руб.;
- за 2022-2024 гг. наибольший негативный эффект в 300 млрд руб. на отрасль оказала отмена понижающих коэффициентов в тарифе РЖД.
Привязка НДПИ к мировым бенчмаркам коксующегося угля стоила 30 млрд руб., а дополнительная надбавка к ставке НДПИ в 380 руб./т каменного угля - 30 млрд руб.
По данным АЦ ТЭК, Минэнерго России предлагает ввести следующие антикризисные меры в отрасли:
- продлить на 2025 г. соглашения по вывозу угля на экспорт из Кемеровской области, Хакасии, Бурятии, Тувы, Якутии и Иркутской области;
- заключить аналогичное соглашение для вывоза угля из Новосибирской области в порты северо-запада и юга в объеме 20 млн т;
- возобновить действие понижающих коэффициентов в тарифе РЖД для экспорта угля и предоставить скидку в 12,8% в направлении портов северо-запада и юга;
- обеспечить индексацию железнодорожного тарифа на 2025 г. для угля на уровне инфляция минус 0,1%;
- отменить курсовые экспортные пошлины после начала действия повышающих коэффициентов к НДПИ в 2025 г. и добиться переговоров с Китаем об отмене импортной пошлины для угля из России.
Пошлина для угля действовала до конца 2023 г., январе-феврале 2024 г. она не взималась, но с 1 марта 2024 г. этот механизм был восстановлен сроком на год, до 28 февраля 2025 г.
С 1 мая по 31 августа 2024 г. для поддержки предприятий отрасли правительство России эту пошлину временно отменило.
Тезисы источника Ъ в одной из угольных компаний:
- не поддерживаю предложение Минэнерго РФ;
- недогруз в 2024 г. связан в т.ч. с высокими логистическими расходами в портах северо-запада и заградительных ставок перевалки терминала ОТЭКО в Тамани;
- при нынешних ценах на уголь и стоимости логистики с учетом индексаций тарифов РЖД подобное соглашение просто убьет всю угольную промышленность Новосибирской области;
- налоговые отчисления от добычи и перевозки антрацита из Новосибирской области через восточные порты в 4 раза выше, чем от энергетических марок углей, добываемых в регионах, имеющих соглашения по вывозу на восток.
По прогнозам NEFT Research, добыча угля по итогам 2024 г. снизится до приблизительно 425 млн т против 439 млн т в 2023 г., а экспорт упадет ниже 200 млн т с приблизительно 213 млн т в прошлом году.
Тезисы А. Котова:
- сокращение экспортных цен на российский уголь на фоне усиления санкционного давления и затоваривания складов потребителей в КНР и Индии привело к снижению экспортной выручки российских экспортеров угля более чем на 400 млрд руб. за последние 2 года;
- как это ни парадоксально, санкции подталкивают угольные компании к росту инвестиций в поддержание производства;
- к увеличению расходов приводит усложнение цепочек поставок оборудования для добычи угля;
- по скорости данный процесс превосходит стагнацию объемов добычи, в результате чего повышается и валовый объем инвестиций отрасли;
- рост расходов обеспечивается резервами, созданными в 2021-2022 гг., и заемными средствами, что создает риски банкротства небольших добывающих компаний.