Соответствующее постановление премьер-министр РФ М. Мишустин подписал 19 октября 2024 г.
Согласно постановлению:
- экспортная пошлина на бурый уголь не будет действовать, если в календарном месяце среднее значение фактической экспортной цены на этот вид угля не превышает 63 долл. США/т.
Привязанная к курсу рубля экспортная пошлина на широкий перечень товаров, в т.ч. уголь, была введена правительством с 1 октября 2023 г. до конца 2024 г.
Ставка пошлины составляет:
- при курсе 80-85 руб./1 долл. США - 4%,
- при 85-90 руб./1 долл. США - 4,5%,
- при 90-95 руб./1 долл. США - 5,5%,
- при 95 руб./1 долл. США и более - 7%.
Позже правительство РФ вернуло ее с 1 марта 2024 г.
Предполагалось, что решение будет действовать до 28 февраля 2025 г., однако в мае пошлина снова была отменена на период с 1 мая по 31 августа 2024 г.
В конце августа 2024 г. отмена пошлины на эти виды угля была продлена до конца ноября 2024 г.
Сальдированный убыток угольных российских компаний по итогам января-июля 2024 г. составил 3,1 млрд руб. против прибыли 316,1 млрд руб. за аналогичный период в 2023 г.
Доля прибыльных компаний в январе-июле 2024 г. составила 48,3% против 63,1% в 2023 г., убыточных - 51,7% против 36,9% в 2023 г.
По данным Росстата, добыча угля в России в январе-августе 2024 г. упала на 1,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 275 млн т.
При этом 29 августа 2024 г. отмечалось, что за 7 месяцев 2024 г. добыча бурого угля (лигнита) выросла на 2,1%, до 52,9 млн т.
Экспорт угля на Восток
18 октября 2024 г. глава Минэнерго РФ С. Цивилев сообщил, что необходимо продлить соглашения РЖД с угледобывающими регионами о вывозе угля в восточном направлении на 2025 г.Ранее глава РЖД О. Белозеров обращался к президенту РФ В. Путину с предложением о непродлении соглашений компании с угледобывающими регионами на вывоз угля в восточном направлении в 2025 г.
Однако РЖД хочет продлить договор с Кемеровской областью.
После введения странами Европейского Союза эмбарго на импорт угля из РФ, угольный экспорт сосредоточен преимущественно на странах Азиатско-Тихоокеанского региона, поставки в которые напрямую зависят от пропускной способности Восточного полигона ж/д.
В сентябре 2024 г. С. Цивилев на полях Восточного экономического форума (ВЭФ-2024) уже говорил о ситуации с экспортом угля.
Он рассуждал о необходимости расширения инфраструктуры РЖД: так, дефицит пропускной способности Восточного полигона оценивается в 130-140 млн т/год, 85-95 млн т из них приходится на уголь.
По данным РЖД:
- за 7 мес. 2024 г. отгрузки угля на экспорт по ж/д в восточном направлении шли с опережением графика:
- было перевезено 65,97 млн т угля, что на 2,1% выше 2023 г.
С января по сентябрь 2024 г. было погружено 247,3 млн т каменного угля, что почти на 6% меньше показателей за аналогичный период в 2023 г.