Об этом он сообщил на встрече с президентом.
Тезисы А. Чибиса:
- один из важных вопросов, который хотел бы обсудить с учетом нового угольного порта Лавна угольного, - это действующая перевалка угля в центре города, с советских времен;
- пылит сильно;
- понятно, что другой альтернативы нет, но для людей сейчас помимо остальных вопросов это один из самых чувствительных аспектов;
- с учетом того, что Лавна в этом году будет доделана я просил бы вашей поддержки на поэтапный перевод угля из центра города на западный берег (Кольского залива – прим. ред.);
- мы с руководством компании-владельца вопрос уже поставили, все понимаем, что все равно в этом направлении будем двигаться;
- хотел бы попросить вашего одобрения, поручения и, конечно, содействия Правительства;
- потому что, когда уголь переходит на западный берег, нам нужно вместе поработать, чтобы другие грузы были в этом порту, чтобы само предприятие не остановилось, а функционировало;
- это для нас важный, принципиальный вопрос.
По мнению А, Чибиса, уголь в этом порту следует заменить другими, более безопасными типами грузов.
Как следует из материалов, подготовленных к встрече:
- перегрузка угля в порту Мурманска осуществляется со времен СССР и до сих пор выполняется открытым грейферным способом;
- Мурманский морской торговый порт использует технологии, направленные на снижение негативных экологических последствий перегрузки, но это лишь снижает эффект и не дает полного исключения попадания угольной пыли в жилые дома, расстояние до ближайших составляет всего порядка 180 м.
Терминал находится в завершающей стадии строительства и будет запущен в работу до конца 2024 г.
Морской порт Мурманска
- единственный глубоководный опорный порт российской Арктики и крупнейший в мире незамерзающий порт за полярным кругом,
- входит в 5ку крупнейших портов России по объемам перевалки грузов,
- является лидером в Арктической зоне РФ с объемом грузооборота 58 млн т за 2023 г.,
- порядка 30% грузооборота приходится на перегрузку насыпных грузов (уголь, кокс)
Мурманский транспортный узел
Проект Мурманского транспортного узла предусматривает создание транспортной инфраструктуры на западном берегу Кольского залива, в т.ч. угольного и нефтяного терминалов, и ж/д-инфраструктуры.
В состав МТУ в т.ч. входят:
- комплекс перегрузки угля Лавна,
- нефтеналивной терминал Лавна,
- терминал навалочных грузов Тулома для выгрузки минеральных удобрений и апатитового концентрата из ж/д-вагонов, их кратковременного хранения на складах и погрузки на морские суда.
Порт Лавна должен заработать в 2024 г.
Терминал Тулома - проектная документация готова, но пока он не находится в стадии реализации.