Такая оценка приводится в обновленной стратегии развития минерально-сырьевой базы России до 2050 г.
Ранее Минэнерго РФ сообщало, что по итогам 2023 г. угольные компании увеличили перевозки по Восточному полигону на 6%, до 108 млн т.
В стратегии отмечается:
- вопрос развития Восточного полигона, а также Северного морского пути (СМП) остро стоит в связи с переориентацией направлений экспортных поставок на Восток и прогнозируемым ростом добычи минерального сырья:
- так, при сохранении объемов перевозок на внутренний рынок, уменьшении экспорта в западном направлении и сохранении тенденции наращивания поставок угля по другим направлениям общие объемы перевозок угля по Восточному полигону российских железных дорог к 2025 г. составят 121,7 млн т,
- к 2030 г. - 178,7 млн т,
- к 2035 г. - 267,2 млн т,
- таким образом, перевозки к 2035 г. могут повыситься в 2,5 раза по сравнению с 2023 г.
Для этого необходимо как повышение пропускной способности транспортной инфраструктуры в Восточном направлении, так и повышение перевалочных портовых мощностей на востоке страны и в западной ее части, а также строительство крупнотоннажного балкерного флота.
Помимо этого, по экспертной оценке, производство товарных руд и концентратов металлов горнорудными предприятиями, действующими, строящимися и проектируемыми в данный момент, в пределах зоны охвата инфраструктуры Восточного полигона в 2025 г. увеличится примерно в 2 раза - до 24 млн т, а в 2030 г. составит 34,3 млн т.
В итоге пропускная способность Восточного полигона железных дорог должна обеспечивать суммарные объемы перевозок угля, а также руд и концентратов металлов.
Как следует из опубликованной стратегии, в 2025 г. их общий объем составит не менее 146 млн т, в 2030 г. - 213 млн т, а в 2035 г. - 315 млн т.
Напомним, 24 июля 2024 г. стало известно, что план по вывозу угля из Кемеровской области на экспорт в восточном направлении за первые 2 квартала 2024 г. выполнен в полном объеме, вывезено 27,6 млн т.
При этом в пресс-службе правительства региона со ссылкой на министерство угольной промышленности отметили, что угольными компаниями неоднократно было отмечено, что РЖД допускает неудовлетворительную ситуацию как на Восточном полигоне, так и внутри региона.
Восточный полигон
- Восточный полигон железных дорог объединяет Транссиб и Байкало-Амурскую магистраль (БАМ);
- в связи с тем, что эти магистрали работают на пределе пропускной способности, сейчас идет модернизация Восточного полигона;
- в 2022 году РЖД объявили о завершении 1го этапа развития Восточного полигона, в рамках которого общая провозная способность Транссиба и БАМа возросла до 144 млн т;
- 2й этап программы рассчитан до конца 2024 г., общая пропускная способность Восточного полигона возрастет до 180 млн т/год;
- в 2023 г. власти России одобрили 3й этап развития Восточного полигона РЖД;
- к 2032 г. предполагается завершить строительство 2го Северомуйского тоннеля, моста через Амур в районе Комсомольска-на-Амуре и других объектов;
- эти меры позволят достичь к 2030 г. провозной способности на Восточном полигоне до 210 млн т, а к концу 2032 г. - 270 млн т.
Давление на уголь РФ
- российская угольная отрасль в 2022 г. оказалась под сильным внешнем давлением;
- ЕС в рамках 5го пакета санкций запретил с 10 августа 2022 г. импорт российского угля, на аналогичную меру пошла и Великобритания;
- переориентация поставок на Восток оказалась сложной задачей в связи с ограниченными мощностями Восточного полигона,
- напомним, Восточный полигон РЖД - главный логистический коридор для отгрузки добытого в Кемеровской области угля на экспорт;
- в декабре 2023 г. РЖД сообщили, что достигли договоренностей с несколькими регионами об экспорте угля в восточном направлении на 2024 г., в т.ч. с Кемеровской областью;
- общий объем квот составил 100 млн т, что выше уровня 2023 г. (около 93 млн т на основании заявлений глав регионов);
- квота Кемеровской области на 2024 г. составляет 54,1 млн т.