Об этом 11 марта 2024 г. пишет Ъ со ссылкой на Центр ценовых индексов (ЦЦИ) Газпромбанка.
Рост цен на контейнерные перевозки
В марте 2023 г. цены на железнодорожные контейнерные перевозки из Центральной России в восточном направлении в марте 2024 г. многократно выросли, в некоторых случаях - более чем в 30 раз:- больше всего ставки выросли на перевозки из Москвы в города Восточной Сибири,
- тарифы на отправку грузов в г. Красноярск в 40-футовом контейнере в собственности оператора взлетели с 5-7 тыс. руб. в феврале до 160-180 тыс. руб. в марте,
- стоимость перевозки контейнера по маршруту Москва - Иркутск поднялась за месяц с 25 тыс. до 200 тыс. руб.,
- ставки на Владивосток выросли с 100 тыс. руб. в начале года до 300 тыс. руб.
Операторы объясняют рост тарифов сокращением РЖД количества наряд-заказов на формирование контейнерных поездов из Москвы в восточном направлении, что вызвало нехватку мест на них.
Кроме того, высокие темпы роста цен на внутрироссийские контейнерные перевозки объясняются в т.ч. эффектом низкой базы.
Ранее эти направления были убыточными и дотировались операторами, чтобы доставить контейнеры на восток, где они более востребованы, сейчас же подобные перевозки стали рентабельны.
Виноват уголь?
Причину остановки движения контейнерных поездов источники Ъ связывают со сверхнормативной отправкой угля в полувагонах и open-top-контейнерах в декабре-январе.Так:
- в феврале РЖД сократили наряд-заказы планируемого ранее объема перевозки контейнеров не менее чем на 10%,
- отправки угля на восток в рамках поручений президента РФ обладают большим приоритетом при перевозке, чем контейнеры,
- ситуация осложнилась еще осенью, а резкое ухудшение пришлось на март, когда РЖД уменьшили отправки контейнерных поездов едва ли не вдвое,
- до сих брошены контейнерные поезда, отправленные в январе,
- однако на движении угля ситуация всерьез позитивно не сказалась: в январе и феврале 2024 г. отмечалось снижение отправок угля относительно тех же месяцев 2023 г. более чем на 4%.
РЖД сообщает, что в марте в восточном направлении выросло предъявление грузов в рамках вышестоящих очередей временных правил определения очередности перевозок грузов.
Речь идет о грузах, отправляемых в рамках отдельных поручений президента и правительства, социально значимых грузах, а также перевозках для обеспечения потребностей регионов.
Так, например, погрузка нефтепродуктов и угля для внутреннего потребления выросла в марте на 1,9% и 0,4% соответственно в годовом выражении.
Также в связи с выполнением задачи по вывозу импортных грузов в контейнерах размеры перевозок грузовых поездов с углем восстановлены на уровне 2022 г., что оказывает влияние на согласование дополнительных объемов грузов в восточном направлении.
Восточные проблемы РЖД
Восточный полигон железных дорог (БАМ и Транссиб) модернизируют в 3 этапа.В настоящее время реализуется 2й этап, согласно паспорту проекта, он предполагает увеличение провозной способности до 180 млн т/год в 2024 г. со 158 млн т/год в 2022 г.
3й этап разобьют на 3 подэтапа:
- 1й увеличит провозную способность до 197 млн т/год под грузы из республики Саха (Якутия),
- 2й - до 210 млн т/год к 2030 г. преимущественно под грузы Центральной России, Урала и Западной Сибири.
- полностью 3й этап должен завершиться в 2032 г., а провозная способность вырастет до 255 млн т/год.
В 2023 г. при номинальной возможности Восточного полигона в 173 млн т/год было фактически перевезено 150,5 млн т грузов.
По прогнозам Минтранса, ситуация сохранится и в 2024 г., к концу которого провозная способность достигнет 180 млн т/год, а фактический вывоз грузов ожидается в объеме 161,7 млн т.
Среди причин этого расхождения называют ЧС и теракты, необходимость пропуска мобилизационных грузов, дефицит тяги, строительные окна, смерзание угля и другие факторы.
Также участники рынка указывают на существенное ухудшение технологической дисциплины на сети и системы управления движением.
Угольные регионы жалуются на недовоз РЖД угля на экспорт в рамках заключенных ранее соглашений.
РЖД обещает этот недовоз компенсировать в 2024 г., но не угольными, а другими значимыми для регионов грузами, что должно упростить РЖД компенсацию недовоза.
На 2024 г. РЖД достигла договоренностей с Кемеровской областью, республиками Якутия, Бурятия, Хакасия, Тыва и Иркутской областью об экспорте угля в восточном направлении в объеме 100 млн т, что выше уровня 2023 г. (около 93 млн т на основании заявлений глав регионов).
Минэнерго РФ ожидает увеличения поставок угля на экспорт после 2024 г. благодаря развитию Восточного полигона и осуществлению проектов угольной компании Эльга.
Участники ж/д-рынка опасаются, что восстановление с 1 марта 2024 г. сроком на полгода эмбарго на экспорт бензина из России может привести к дополнительным сложностям с железнодорожными перевозками нефтепродуктов.
Внутренний спрос может не принять весь поток экспортного бензина, а дефицит вагона-цистерн не позволит вывозить тот же объем при выросшем обороте.
Нехватка цистерн приведет к недовозу 3,2 тыс. т/сутки бензина, но даже с пополнением парка проблему не решить, поскольку при забитой сети оно приведет только к дальнейшему росту оборота вагона.
Минэнерго РФ изучает возможность повышения приоритета вывоза нефтяных грузов в восточном направлении и внесения изменений во временные правила определения очередности перевозки грузов.
Еще одной мерой для смягчение ситуации с дефицитом вагонов-цистерн может стать разрешение на продление их срока службы цистерн на 4-6 лет, но Минпромторг и вагоностроители выступают против такой меры, указывая на риски недозагруженности производственных мощностей вагоностроительных предприятий, что спровоцирует потерю компетенций и сокращение трудовых коллективов, резко ухудшит темпы обновления эксплуатируемого парка.
Еще одной мерой для смягчение ситуации с дефицитом вагонов-цистерн может стать разрешение на продление их срока службы цистерн на 4-6 лет, но Минпромторг и вагоностроители выступают против такой меры, указывая на риски недозагруженности производственных мощностей вагоностроительных предприятий, что спровоцирует потерю компетенций и сокращение трудовых коллективов, резко ухудшит темпы обновления эксплуатируемого парка.