USD 70.5174

+0.92

EUR 76.3004

+0.52

BRENT 84.42

-1.08

AИ-95

0

AИ-98

0

ДТ

0

, Обновлено 11 января 07:45
3 мин
...

РЖД не успели. Власти Китая могут заменить российский уголь австралийским

Китай не покупал у Австралии уголь с 2020 г. в надежде на российский уголь. Но подвели мощности Восточного полигона РЖД.

РЖД не успели. Власти Китая могут заменить российский уголь австралийским

Пекин, 9 янв - ИА Neftegaz.RU. Власти Китая планируют снова закупать уголь у Австралии.

Об этом сообщает Reuters.

Китай ранее уже увеличил объемы угля собственной угли, добыча бьет все рекорды.
Кроме этого власти задумались и о том, чтобы снова покупать уголь у Австралии.
Австралийский уголь может частично вытеснить российский на китайском рынке.

Китай не покупал у Австралии уголь с 2020 г.
Тогда австралийские власти заявили о возможной причастности Китая к происхождению коронавируса, ставшего причиной пандемии COVID-19.
Китайские власти ввели неофициальный запрет на импорт австралийского угля.
До этого запрета Австралия была крупнейшим поставщиком топлива в Китай.

Китай откровенно повернулся к российскому углю.
Уголь пошел на восток.
Это усугубило неравномерность загрузки РЖД.
На фоне конъюнктуры рынка в 2020 г. падала погрузка на сети РЖД, падал грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии.
Печалило падение в перевозках базовых грузов.
У РЖД стремительно снижалась маржинальность и худела доходная часть.
Северо-Западное направление и Азово-Черноморский бассейн были более - менее свободны, Восточный полигон загружался все больше.
В августе 2020 г. были введены обновленные правила недискриминационного доступа (ПНД) грузов на Восточный полигон РЖД (Байкало-Амурская магистраль и Транссибирская магистраль).
Приоритетность доставки:
  • грузы для ликвидации ЧС;
  • грузы - по решениям президента РФ;
  • субсидируемые перевозки;
  • перевозки грузов, требующих высокой скорости и надежности доставки; внутрироссийские перевозки; экспортные перевозки несырьевых грузов и сырьевых в специализированных вагонах, зерна и продовольствия;
  • экспорт угля в универсальном подвижном составе,
  • все остальные грузы.

Мощностей Восточного полигона стало не хватать.
Это было ясно и в 2013 г., когда началась модернизация БАМа и Транссиба, что позволило обеспечить рост провозной способности до 130 млн т/год.
1 июня 2020 г. В. Путин поручил выделить в 2020 г. РЖД 60,5 млрд рублей из ФНБ на БАМ и Транссиб, в тч. перенести 30,5 млрд руб. с 2021 г.
Общая стоимость проекта - около 700 млрд руб. ФНБ не спасет.
Инвестиционная программа РЖД на 2023 г. в объеме 1,074 трлн руб. была одобрена правительством в ноябре 2022 г., что почти на 30% больше 2022 г. YoY.
Сейчас ведется строительство 2й ж/д ветки БАМа на участке Тында - Комсомольск-на-Амуре - порт Ванино:
  • протяженность - 1000 км;
  • электрификация - более 1,5 тыс. км ж/д:
  • строительство моста через Амур и тоннеля на Кузнецовском перевале.
Планируется рост провозной способности Восточного полигона:
  • 2024 г. - 180 млн т/год,
  • 2030 г. - 280 млн т/год.
В марте 2022 г. правительство РФ приостановило было до 1 июля действие ПНД к железнодорожной инфраструктуре.
РЖД получила право приоритетной отгрузки более маржинальной продукции: металлов и др.
В апреле 2022 г. случился 5й пакет санкций ЕС из-за СВО РФ на Украине, включающий эмбарго на импорт российского угля с 10 августа 2022 г.
Поток грузов, экспортировавшийся в Европу и Северную Америку, стал перенаправляться в страны АТР.
Нагрузка на Восточный полигон возросла, конкуренция грузоотправителей там усилилась.
1 июля 2022 г. власти РФ не возобновили действие ПНД, но установили квоты на приоритетный вывоз угля на восток для Кузбасса, Хакасии, Бурятии и Тувы.
Отсутствие надлежащей провозной способности Восточного полигона - это стратегическая ошибка правительства РФ, которую в одночасье не исправить.
Это как космос, где Россия перестала быть впереди планеты всей.
Для развития некоторых отраслей промышленности недостаточно 5-летних планов.
Возможно нужны стратагемы. И большие инвестиции, откровенно большие.


Китайцы внимательно следили за ситуацией на Восточном полигоне.
Следили долго.
А потом, в конце 2022 г. отношения Китая с Австралией стали теплеть.
Уже в январе 2023 г. 3 коммунальных предприятия и 1 сталелитейная компания получили право заказывать австралийский уголь.
В ближайшее время список компаний могут расширить.
Попытка заменить австралийский уголь топливом из Индонезии, Монголии и России привела Китай к массовым отключениям электричества в конце 2021 г.
С собственной добычей тоже возникли проблемы - пришла новая волна COVID-19.
Из-за загруженности Восточного полигона поставки настолько задерживаются, что от контрактов с российскими компаниями начали отказываться Южная Корея и Япония.

В ноябре 2022 г. губернатор Кузбасса С. Цивилев рассказал, что в регионе застряли вагоны с 800 тыс. т угля.
Поэтому, пока ситуация не изменится.


Автор: А. Шевченко, О. Бахтина


Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram
Новости СМИ2




Подпишитесь на общую рассылку

лучших материалов Neftegaz.RU

* Неверный адрес электронной почты

Нажимая кнопку «Подписаться» я принимаю «Соглашение об обработке персональных данных»