Тезисы С. Мочальникова:
- За первые 8 месяцев 2022 г. уровень добычи снизился менее чем на 1%, и есть пока падение экспорта.
- Однако данное падение в значительной степени компенсировано повышенным спросом на внутреннем рынке, который с начала года вырос более чем на 7 млн т.
- По итогам прошлого года Россия замкнула тройку мировых лидеров стран-экспортеров угля.
- Доля российского угля в мировом экспорте составляет 17%.
Говоря об экспорте, замминистра напомнил, что в досанкционный период РФ экспортировала в Европу около 50 млн т/год угля.
Первый вице-премьер РФ А. Белоусов сообщил, что средняя цена продажи российского угля по контрактам сейчас составляет 130-140 долл. США/т, при ней РФ вряд ли что-то соберет с угольщиков в 2023 г. за счет экспортной пошлины.
Тезисы А. Белоусова:
-
Есть некоторая пороговая цена, ниже которой вообще никакая экспортная пошлина не берется.
Сегодня у нас средняя продажная цена российского угля на мировых рынках, на Востоке, составляет порядка 130-140 долл. США/т. - Так вот мы договорились с компаниями угольными о том, что цена отсечения будет 150 долл. США/т.
- То есть она выше контрактной цены, которая сегодня сложилась на рынке.
- Это означает, что если цена повысится, конъюнктура еще улучшится и цена повысится за 150 долл. США/т, тогда да, тогда часть дохода, сверхдохода, которая получается от прибыли сверхцены 150 долл. США/т будет забираться на бюджет.
- Если ниже - ноль.
- Мы обсуждали это и с А. Силуановым, и с А. Сазановым, который эти расчеты ведет. Скорее всего, вряд ли мы что-то соберем из экспортных пошлин с угольной отрасли в следующем году.
Крупнейший производитель угля — СУЭК — приостановил экспортные поставки с середины августа, ранее уточняло агентство Bloomberg.
После объявления Евросоюзом эмбарго в отношении российского угля, одними из его крупнейших покупателей стали Индия и Турция.
Ранее газета Financial Times сообщала, что поставки угля в ЕС из РФ в июне составили всего 1,7 млн т, что на 48% ниже майского объема.
Экспорт российского угля происходит со значительным дисконтом к цене, достигающим 60% от стоимости эталонного австралийского угля, из-за чего горняки просят пересмотреть налоговую базу.