Как выяснил РБК, Минтранс предлагает отдать приоритет в перевозке в восточном направлении социально значимым грузам, снаряжению для тушения пожаров, а также воинским и специальным грузам, а также грузам для госнужд.
Следом за ними должны ехать грузы, требующие высокой скорости и надежности доставки, в т.ч. контейнерные поезда, несырьевые грузы, нефть, сжиженный газ, газовый конденсат, зерно и продовольственные товары и только затем - уголь на экспорт.
Уголь составляет более 75% всех грузов, перевозимых по Западно-Сибирской ж/д, но он относится к социальным грузам, перевозимым по сниженным тарифам и формирует всего 20% дохода РЖД.
Минэнерго в приложении к проекту Минтранса предлагает ввести квоты на вывоз угля в восточном направлении, исходя из принципа равномерности и пропорциональности отгрузкам в западном направлении, где спрос и цены на уголь ниже, чем на востоке.
Подход Минэнерго базируется на техническом плане РЖД по отгрузке угля со станций Западно-Сибирской ж/д в направлении портов и пограничных переходов Дальнего Востока, который монополия должна будет готовить на год вперед, но уточнять поквартально и помесячно.
Планирование отгрузок Минэнерго предлагает осуществлять в 2 этапа:
- сначала согласовывать только половину заявок (50%) на погрузку угля,
- оставшиеся заявки от компаний принимать пропорционально их отгрузкам в направлении портов Балтики, Арктики и Азово-Черноморского бассейна.
По итогам каждого месяца контролирующие органы должны проверять исполнение планов погрузки угля, чтобы в случае неравномерного распределения квот компенсировать грузоотправителям невывезенные объемы в будущем.
Автор: А. Игнатьева