Авария на шахте Краснокутская произошла в результате грубых нарушений требований правил безопасности в угольных шахтах.
Присутствует как «человеческий фактор», так и отсутствие современного технологического контроля.
В сообщении, размещенном на официальном сайте Госгорпромнадзора Украины, перечислены нарушения, в том числе « в частности, нарушение запрета курения в шахтах; непрерывности работы вентилятора местного проветривания и контроля подачи воздуха; обеспечение работников сигнализаторами метана, совмещенными с главными светильниками».
Также были нарушены положения «Инструкции по контролю состава рудничного воздуха, определению газообильности и установлению категории шахт по метану». Телеметрическая информация от датчиков метана о состоянии газовой обстановки в выработках просто не подавалась.
Эти выводы обнародовала экспертная комиссия по расследованию причин и обстоятельств группового несчастного случая, который произошел 4 августа 2011 года на шахте Краснокутская, «дочке» Донбасантрацита.
Точно так же не соблюдаются правила безопасности и на других шахтах Украины и России.
Для Украины углепром - одна из важнейших отраслей промышленности. Уголь поддерживает металлургию и трубную промышленность, является экспортным продуктом и ещё много чего. Поэтому к авариям в стране отнеслись болезненно.
Не дожидаясь вердикта по причинам аварии на шахте Суходольская-Восточная руководство «материнской» компании Краснодонуголь определило комплекс усиленных мер, сверх установленных действующим законодательством, для обеспечения максимально высокого уровня безопасности труда шахтеров.
Меры, приведённые в пресс-релизе компании, впечатляют. Будет проведена ревизия электромеханического оборудования и кабельных сетей, для принятия решений о дополнительном охлаждении в забоях. Будет внедрена автоматизированная система позиционирования персонала и подвижного оборудования.
А также будет проведено дополнительное обучение шахтёров технике безопасности. Придумана и мотивация. За соблюдение правил безопасности шахтёры будут получать премию.
Перечислены еще много мер, повышающих безопасность труда шахтеров. Освобождены от занимаемых должностей ряд работников, и тд. и тп. Обычно в таких случаях вину возлагают на техногенные причины: пласты породы самопроизвольно сдвинулись, много метана скопилось, заискрило и тд.
К сожалению, все эти меры уже не вернут к жизни 39 шахтёров, погибших в результате аварии на Суходольской-Восточной и им. Бажанова.
В своё время министр ЧС Шойгу предлагал застраховать жизнь шахтёров в России, только кто его послушал?
Предприниматели, которые эксплуатируют шахты, в большинстве своём стараются выдержать хоть какую-то норму прибыли. Углю всё тяжелее конкурировать с новыми видами топлива.
Шахтёры не ропщут, потому что некуда деться.
Приходится только надеяться, что меры, принятые после аварии на шахтах, приведут к улучшению техники безопасности.