Красноярск, 21 янв - ИА Neftegaz.RU. Аспиранты Института инженерной физики и радиоэлектроники Сибирского федерального университета (СФУ) создают эффективную расчетно-экспериментальную методику оценки самовозгорания бурых углей при их хранении и транспортировке.
Об этом пресс-служба СФУ сообщила 18 января 2019 г.
Целью проводимых исследований является создание надежного расчетно-экспериментального метода прогнозирования самовозгорания бурого угля при переработке, хранении и транспортировке железнодорожным транспортом.
Это актуально для Красноярского края, поскольку добыча бурого угля в Канско-Ачинском угольном бассейне, крупнейшем в Красноярском крае, происходит открытым способом.
Уголь и углесодержащие породы обладают способностью сорбировать кислород из воздуха.
Развивающиеся при этом окислительные процессы приводят либо к самовозгоранию, либо к выветриванию угля.
В Сибири и на Дальнем Востоке около 30% техногенных пожаров на промышленных предприятиях и 50% пожаров на объектах теплоэнергетики происходит по причине самовозгорания.
В рамках исследования изучаются реакционные свойства угольного топлива, создана математическая 3D-модель процессов тепломассопереноса с учетом химического реагирования.
Для определения кинетических параметров и критических условий самовозгорания бурого угля и продуктов его переработки использовалась экспериментальная установка.
Молодым ученым удалось разработать математическую модель самовозгорания угольного вещества, используя пространственное нестационарное уравнение теплопроводности.
Проведено математическое моделирование самовозгорания бурого угля с Бородинского месторождения, сорбента из угля Итатского месторождения и буроугольного полукокса из угля Балахтинского месторождения.
Полученные результаты тестовых расчетов сопоставлены с данными, полученными на стендовой установке.
Ученые ожидают, что предложенный метод позволяет достаточно эффективно исследовать факторы, влияющие на увеличение рисков самовозгорания угля, при его перевозке в полувагонах железнодорожным транспортом, а также при хранении на временных складах.
В дальнейшем, с использованием данного метода, можно, например, обосновать и разработать конструкции специализированных контейнеров, снижающих вероятность самовозгорания бурого угля до минимума.
Проект получил поддержку на конкурсе фундаментальных научных исследований молодых ученых РФФИ и Красноярского краевого фонда науки.
Автор: А. Игнатьева