USD 97.5499

0

EUR 106.1426

0

Brent 75.03

+1.93

Природный газ 2.782

+0.12

4 мин
...

В акватории Обской губы Карского моря успешно прошел второй этап испытаний арктического беспилотника ледовой разведки

Уникальность испытаний заключалась в выполнении взлета и посадки в реальных условиях с вертолетной площадки дрейфующего атомного ледокола Атомфлота.

В акватории Обской губы Карского моря успешно прошел второй этап испытаний арктического беспилотника ледовой разведки

Источник: пресс-служба ЦК НТИ Искусственный интеллект на базе МФТИ

Москва, 4 июл - ИА Neftegaz.RU. В акватории Обской губы Карского моря (ЯНАО) был успешно проведен 2й этап испытаний комплекса ледовой разведки на базе беспилотного летательного аппарата (БПЛА) палубного базирования.
Об этом сообщила пресс-служба Общественного совета Северного морского пути (СМП).

Программно-аппаратный комплекс:
  • предназначен для получения оперативной информации о ледовой обстановке, необходимой для обеспечения безопасности судоходства по СМП,
  • разрабатывается в рамках дорожной карты сотрудничества Дирекции СМП Росатома с НТЦ мониторинга окружающей среды и экологии Центра НТИ совместно с ПИШ РПИ МФТИ при участии Ирбис Скай Тех и поддержке Фонда НТИ,
  • включает БПЛА вертикального взлета и посадки с гибридной силовой установкой, оснащенный:
    • оптико-электронной системой,
    • радиолокатором бокового обзора,
    • бортовым спецвычислителем,
    • программным обеспечением для реализации алгоритмов построения и распознавания изображений.
В рамках натурных испытаний были выполнены 2 маршрутных полета, в ходе которых были получены изображения подстилающей поверхности в видимом и радиолокационном диапазонах.
Уникальность испытаний заключалась в выполнении взлета и посадки в реальных условиях с вертолетной площадки дрейфующего атомного ледокола Атомфлота.

Напомним, первое испытание проводилось в феврале 2023 г. на Рыбинском водохранилище, еще покрытом снегом и льдом, в условиях сильного ветра, сплошной облачности и высокой влажности.
Аппарат, оснащенный радиолокаторами и видеокамерой, пролетел 70 км на высоте 1 км.
Он штатно поднялся при ветре 12 м/с, выполнил задание и приземлился в заданной точке.
Испытания подтвердили, что аппарат хорошо управляется даже на большом расстоянии, а радиолокационные данные передаются на пульт управления.

Для 2го этапа испытаний в арктических условиях потребовалась существенная доработка силовой установки и служебных систем БПЛА:
  • была реализована терморегулировка двигателя внутреннего сгорания,
  • из системы управления исключен магнитный компас,
  • выполнена подготовка аккумуляторных батарей к эксплуатации в арктических условиях,
  • др. доработки.
В ходе испытаний были продемонстрированы:
  • работа радиолокационной станции бокового обзора,
  • программное обеспечение синтеза и автофокусировки радиолокационных изображений на БПЛА,
  • геолокационная привязка изображений,
  • передача радиолокационных изображений ледовой обстановки на рабочее место оператора,
  • отображение на геоинформационном сервере.
На 3м этапе запланировано внедрение системы полностью автоматизированной посадки на палубу без участия оператора, после чего будут проведены повторные испытания в естественной среде с посадкой на ледокол в движении в условиях качки.

Тезисы замдиректора Дирекции СМП М. Кулинко:
  • комплекс оперативной воздушной ледовой разведки – один из составных элементов цифровой экосистемы Севморпути, которую создает Росатом в рамках реализации федерального проекта «Развитие Северного морского пути»;
  • кроме БПЛА в нее войдут:
    • единая платформа цифровых сервисов и фонд данных,
    • бортовые измерительные комплексы;
  • создание цифровой экосистемы СМП позволит повысить безопасность судоходства, а также экономическую эффективность морских грузоперевозок в Арктике;
  • цифровая экосистема должна быть создана в 2024 г. и полостью введена в эксплуатацию в середине 2025 г.
Тезисы директора ПИШ РПИ МФТИ М. Кудрова:
  • ПИШ РПИ МФТИ обладает научно-техническим заделом в области создания программно-алгоритмического обеспечения для цифровой обработки данных РЛС, обработки и геолокационной привязки радиолокационных изображений;
  • успешные первичные испытания это подтвердили. Уникальность разработки заключается в применении современных численных методов и алгоритмов для синтеза и автофокусировки радиолокационных изображений высокого разрешения на борту легкого БПЛА;
  • в дальнейшем предстоит устранение замечаний по результатам испытаний и доводка радиолокационного комплекса ледовой разведки.
После летных испытаний и устранения выявленных недочетов на базе индустриальных партнеров МФТИ планируется:
  • развернуть серийное производство,
  • начать поставки авиационных комплексов на атомные ледоколы Атомфлота.
Напомним, что Росатом с 2018 г. определен инфраструктурным оператором Северного морского пути и отвечает за организацию судоходства на СМП, строительство инфраструктурных объектов, навигационно-гидрографическое обеспечение и систему безопасности мореплавания в тяжелых арктических условиях.
Корпорация:
  • является куратором 2х федеральных проектов «Развитие Северного морского пути» и «Северный морской путь — 2030»,
  • участвует в реализации плана развития СМП до 2035 г., а также инициативы социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г. «Круглогодичный Северный морской путь», утвержденной распоряжением правительства РФ.
В контур дирекции СМП входят Атомфлот, Гидрографическое предприятие и ГлавСевморпуть.

Объемы перевозки грузов по СМП последовательно росли - 9,7 млн т в 2017 г., 22 млн т в 2018 г., 31,5 млн т в 2019 г., 33 млн т в 2020 г., 34,85 млн т в 2021 г., однако в 2022 г. показатель составил 34 млн т.
План перевозить к 2024 г. по СМП 80 млн т/год грузов зафиксирован в ряде стратегических документов правительства, в т.ч. в федеральном проекте развития СМП, а также в майском указе президента РФ В. Путина от 2019 г.
В 2030 г. грузооборот должен достичь 150 млн т/год, в 2035 г. - 220 млн т/год.

Росатом ориентируется на эти показатели как на целевые в базовом сценарии, который сформирован на основе подтвержденных планов компаний-грузоотправителей, которые были направлены в Росатом и правительство.

При этом рассматривается и рисковый сценарий, при котором грузопоток на СМП к 2024 г. может составить 57 млн т/год, в 2030 г. - 131 млн т/год, в 2035 г. - 162 млн т/год.
Рисковый сценарий представляет собой внешнюю экспертную оценку грузопотока на СМП с учетом сложности реализации арктических проектов и несвоевременной реализации определенных этапов.


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram