Об этом сообщил премьер-министр РФ М. Мишустин 9 декабря 2021 г. в г. Перми в ходе совещания по реализации проектов в области авиационного двигателестроения.
Он уточнил, что накануне долго обсуждал с президентом РФ В. Путиным подход к двигателестроению.
Тезисы М. Мишустина:
ПД-35 и гражданское авиастроение
- мы сегодня привезли вам хорошие новости;
- по поручению В. Путина, правительство выделит в 2021 г. дополнительные 44,6 млрд руб. на производство и разработку уникального двигателя ПД-35;
- ничего подобного в РФ никогда не создавалось;
- это прорывные технологии, которые откроют новые возможности для развития направления самолетов:
- перспективных широкофюзеляжных,
- тяжелых и сверхтяжелых транспортных;
- создан первый российский двигатель нового поколения ПД-14;
- он станет достойной альтернативой иностранному аналогу на новейшем пассажирском самолете МС-21;
- важно ускорить его выход на рынок с отечественной силовой установкой;
- в 2021 г. на эти цели запланировано около 50 млрд руб.
Военная авиация
- Россия сегодня - мировой лидер по объему поставок двигателей для военной авиации;
- эти позиции нужно развивать;
- важный рубеж, который перед нами стоит, – это вывод на рынок двигателя 5го поколения.
Газотурбинные двигатели для ВМФ
- в числе других значительных успехов отрасли – это построение с нуля серийного производства морских газотурбинных двигателей;
- они сейчас успешно эксплуатируются на кораблях Военно-Морского Флота России.
Двигатель БМ для ТЭК и экспортные перспективы
- впервые в нашей стране был создан двигатель большой мощности для топливно-энергетического комплекса (ТЭК);
- важно наращивать объемы поставок отечественных силовых агрегатов на внутренний рынок;
- это ключевая на сегодняшний день задача;
- мы для этого будем стимулировать спрос на воздушные суда с российскими двигателями, улучшать экономические условия их эксплуатации;
- я говорил неоднократно, они должны быть не примерно такими же, а лучше, чем у иностранных конкурентов;
- этим надо заниматься очень серьезно. Это - задача.
До этого, 20 июля 2021 г., В. Путин заявил, что МС-21 вскоре выйдет на трассу.
МС-21 - семейство российских пассажирских самолетов нового поколения.
Их выпустят в нескольких модификациях от 150 до 211 мест.
Первый полет такое воздушное судно совершило в мае 2017 г.
В декабре 2020 г. МС-21-310 первый раз взлетел с двигателями ПД-14.
Отчет ОДК о промежуточных итогах и перспективах
Тезисы гендиректора Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) А. Артюхова:- в стратегии развития ОДК до 2030 г. сформированы планы по масштабному наращиванию выручки на рынке гражданской и транспортной авиации и ТЭК;
- консолидированная выручка ОДК к 2030 г. должна превысить 500 млрд руб., а доля продукции гражданского назначения достигнет более 50%;
- за прошедшие годы был реализован ряд масштабных программ:
- развитие двигателей семейства АЛ и модернизация производства на Уфимском моторостроительном объединении позволило ОДК обеспечить мировое лидерство по объему поставок газотурбинных двигателей (ГТД) для фронтовой авиации. Ключевые продукты:
- двигатели АЛ-31Ф, АЛ-41Ф для российских истребителей семейства «Сухих», китайских истребителей,
- двигатели РД-33 для истребителей семейства МиГ;
- решение стратегической задачи по восстановлению производства самого большого боевого самолета в мире - Ту-160. На сегодняшний день Россия является единственной страной, производящей такие самолеты;
- восстановление производства двигателей НК-32 в модернизированном виде. Двигатель НК-32 на сегодня - наиболее мощный в мире для самолетов боевой авиации.
- разработка и производство двигателя нового поколения для гражданской авиации ПД-14.
- освоение серийного производства двигателей семейства ВК-2500/ТВ3-117 для наиболее массового сегмента отечественных вертолетов. Сейчас мы вышли на темпы производства 250–300 двигателей/год.
- разработка линейки морских газотурбинных двигателей. Обеспечены поставки ГТД для фрегатов военно-морского флота. Речь идет об освоении принципиально новой стратегической компетенции. Раньше установок такого типа в РФ не создавалось.
- разработка совместно с партнерами первого российского двигателя большой мощности ГТД-110М. В настоящее время ведется строительство 1го серийного двигателя для ТЭС Ударная.
- основным предметом нашего сегодняшнего обсуждения являются 3 ключевые для ОДК гражданские программы:
- двигатель ПД-14 для самолета МС-21;
- двигатель ПД-8 для импортозамещенной версии самолета «Сухой Суперджет» и самолета-амфибии Бе-200;
- двигатель большой тяги ПД-35 для перспективных гражданских и транспортных самолетов.
По программе ПД-14
- создание этого двигателя для самолета МС-21 – ключевой проект с точки зрения потенциала продаж гражданской продукции;
- ориентирован на наиболее массовый сегмент отечественного и мирового рынка гражданских самолетов;
- двигатель нового поколения для гражданской авиации разработан впервые в постсоветской истории России;
- в 2018 г. получен сертификат типа на двигатель, в декабре 2020 г. состоялся первый вылет самолета МС-21 с двигательной установкой ПД-14;
- в настоящее время самолет с этим двигателем проходит сертификационные испытания;
- завершение сертификации планируется в конце 2022 г., а первые поставки для коммерческой эксплуатации – с 2024 г.;
- можно уверенно говорить, что двигатель как техническое изделие состоялся;
- на следующем этапе он должен состояться как продукт, выведенный на рынок.
- сегодня в числе ключевых задач, требующих решения, мы отмечаем:
- необходимость подготовки серийного производства,
- создание системы послепродажного обслуживания двигателя и поддержки продаж на начальных этапах;
- решение этих задач потребует мер господдержки;
- текущая стадия реализации программы требует принятия решений по определению источника финансирования для выхода производства двигателей на мощность 50 ед/год и организации стартовой системы послепродажного обслуживания;
- эта серийность позволит обеспечить объемы поставок, предусмотренные текущими предварительными договоренностями с компанией Иркут и авиакомпаниями Аэрофлот и Red Wings;
- данный сценарий в момент выхода на целевую серийность обеспечивает отечественными силовыми установками только 30% планируемого выпуска МС-21.
По программе ПД-8
- в соответствии с государственным контрактом между Минпромторгом России и ОДК в настоящее время ведется разработка двигателя тягой 8 т для импортозамещенной версии Сухой Суперджет;
- в 2021 г. изготовлен опытный газогенератор;
- в 2022 г. планируется изготовление первого опытного образца;
- текущие планы предусматривают сертификацию двигателя в конце 2023 г. и начало поставок в 2025 г.
По двигателю и программе ПД-35
- создание двигателя большой тяги - новый перспективный проект ОДК и всего российского авиастроения;
- двигатели такой мощности ни в России, ни в СССР ранее не создавались;
- проект предусматривает формирование НТЗ, создание стендовой и опытно-производственной базы;
- на текущий момент - изготовление и испытание деталей и сборочных единиц демонстрационного газогенератора;
- создание двигателя - демонстратора технологии планируется в 2023 г.;
- дальнейшее развитие программы потребует принятия решения о базовом объекте применения двигателя большой тяги;
- на текущий момент опытно-конструкторские работы пока не начаты;
- техническое задание должно быть сформировано;
- запланированные в госпрограммах инвестиции должны быть скоординированы со сроками проведения НИОКР.
- мы никогда не оставляем технологии только в небе;
- планируем применить ту же кооперацию, которая себя показала хорошо на ПД-14;
- находимся на стадии НИР, то есть отрабатываем технологии, которые мы должны продемонстрировать на газогенераторе, потом на полноразмерном двигателе;
- получив ТЗ от самолетчиков, при необходимости изменив, если надо, размерность двигателя, мы приступим к ОКР;
- чтобы можно было представить движение вперед в технологическом развитии:
- уровень ПД-14 – это 16 технологий, которые мы освоили;
- мы проанализировали: если остаться на технологиях и материалах ПД-14, мы неконкурентоспособны;
- поэтому поставлена задача еще 18 технологий освоить и сделать рывок, который позволит нам конкурировать;
- на этом рынке, это 2й по размерности рынок, примерно 30–35% объема, остались только 2 фирмы, Пратт энд Уитни сошла, не справилась, остался Роллс-Ройс и Дженерал Электрик. С ними мы будем в этой рыночной нише конкурировать.