Об этом гендиректор Ростеха С. Чемезов сообщил в интервью ТАСС.
Тезисы от С. Чемезова:
- это реально (отвечая на вопрос о перспективах создания российского электрического самолета),
- на последнем МАКСе можно было увидеть первые российские образцы таких машин,
- эти самолеты имеют меньший углеродный след и целый ряд других преимуществ,
- но есть и сложности, которые предстоит преодолеть, в первую очередь - с системой питания, которая должна состоять из целого ряда элементов, от обычных аккумуляторов до суперконденсаторов и системы управления,
- наши компании ведут разработки в области электрификации воздушных судов, по ряду агрегатов уже есть хороший технический задел,
- мы начали разработку авиадвигателей на водородном топливе,
- сформирована рабочая группа проекта, начаты опытно-конструкторские работы,
- мы видим в этом направлении большой потенциал.
Напомним, что в ходе МАКС-2021 Центральный институт авиационного моторостроения имени Баранова (ЦИАМ) представил первый полностью электрический пилотируемый российский самолет Сигма-4.
Он развивает максимальную скорость до 100 км/ч и рассчитан на полеты дальностью 100 км.
Электродвигатель Сигма-4 питается от аккумуляторных литий-ионных батарей.
Также ЦИАМ представил летающую лабораторию Як-40ЛЛ.
В носовой части аппарата установлен воздушный винт, который приводится в движение электродвигателем, получающим энергию от генератора, который вращается двигателем внутреннего сгорания.
Во время выставки летающая лаборатория совершила первый полет, в процессе которого был включен электродвигатель.
Электродвигатель создан по технологии высокотемпературных сверхпроводников (ВТСП).
При определенной температуре ВТСП проводят электрический ток без сопротивления и потери энергии, что позволит увеличивать КПД двигателей.
Разработку двигателя проводили в рамках совместного проекта Фонда перспективных исследований и СуперОкс.
Ранее генеральный конструктор Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК, входит в Ростех) Ю. Шмотин сообщал, что компания рассматривает 2 основные технологии при разработке водородного авиадвигателя:
- непосредственное сжигание водородного топлива в модифицированных газовых турбинах,
- электрохимическое преобразование топлива в электрическую энергию с использованием топливных элементов.
15 апреля 1988 г. совершил первый полет самолет Ту-155, силовая установка которого работала на жидком водороде.
Двигатель НК-88 был разработан на самарском двигателестроительном предприятии Кузнецов, ныне ОДК-Кузнецов.
Из-за недостатка финансирования во времена позднего СССР, после 12 полетов Ту-155 был переоборудован для испытаний двигательной системы на другом криогенном топливе - сжиженном газе - в интересах концерна Airbus.
Кстати, Airbus в конце 2020 г. представила 3 концепта самолетов на водородном топливе и анонсировала первые полеты в 2035 г., так что Россия теперь находится в позиции догоняющего.
Россия намерена выйти на глобальный рынок в качестве одного из мировых лидеров по производству и экспорту водорода.
Одновременно прорабатываются перспективы развития внутреннего потребления водорода в т.ч. на транспорте.
В августе 2021 г. правительство РФ утвердило концепцию развития производства и использования электрического автомобильного транспорта до 2030 г.
Рассматриваются также водородные проекты, в т.ч. на ж/д-транспорте.
В 2019 г. РЖД, Росатом, ТМХ и власти Сахалинской области подписали соглашение о сотрудничестве и взаимодействии по организации железнодорожного сообщения с применением поездов на водородных топливных элементах.
Летом 2021 г. сообщалось, что пассажирское сообщение на водородных поездах на Сахалине планируется начать в 2024 г.