Москва, 27 мар - ИА Neftegaz.RU. Продажи первого российского электросамолета на базе Як-40 могут начаться в 2030 г. или раньше.
Об этом сообщил глава Минпромторга РФ Д. Мантуров.
Тезисы Д. Мантурова:
- полетит самолет уже совсем скоро,
- нужно еще решить вопросы эксплуатации, инфраструктуры, цены изготовления таких типов самолета,
- новый самолет будет экспериментальным летательным аппаратом, на котором будет внедрена электрическая установка,
- за базу для создания самолета возьмут уже существующий летательный аппарат и газотурбинный двигатель,
- этот двигатель должен работать и быть испытанным.
Разрабатываемые ныне в мире авиационные электродвигатели считаются более экономичными и экологичными ныне популярными ГТД Pratt and Whitney PT6.
Электрический самолет приводится в движение электрическим двигателем, питающимся от топливных элементов, беспроводным путем или от электрогенератора, приводимого в действие газотурбинным двигателем (ГТД).
Судя по словам министра, речь идет именно о турбоэлектролете, который использует ГТД.
Энергетическая емкость литий-ионных батарей почти в 10 раз меньше энергетической емкости керосинового авиатоплива, поэтому век электросамолетов пока не наступил.
Тем не менее, декарбонизация экономики дает новые крылья электросамолетам.
Развитие электросамолетостроения предполагается за счет повышения доли электроэнергии в энергопотреблении самолета в системах двигательного привода шасси для наземного руления, кондиционирования, запуска двигателя.
В РФ развитие электродвигателей является приоритетной задачей:
- военная технология электродвижения развивается в рамках Перечня приоритетных направлений развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК) РФ;
- гражданское электросамолетостроение предусмотрено «Стратегией развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года»;
- судовое электродвигателестроение предусмотрено «Стратегией развития судостроительной промышленности до 2035 года»;
- развитие гибридных силовых установок и двигателей на сжиженном газе предусмотрено «Транспортной стратегией Российской Федерации до 2035 года».
В РФ создание единой системы энергообеспечения и электродвигателя мощностью 500 КВт на основе высокотемпературных сверхпроводящих (ВТСП) материалов в составе гибридной силовой установки (ГСУ) (проект Контур), занимается СуперОкс.
Автор: А. Шевченко, О. Бахтина