Газпром нефть выбирает партнера по беспилотной авиадоставке проб нефти с месторождений
Использование БПЛА для доставки проб нефти станет очередным шагом Газпром нефти в расширении использования беспилотных воздушных систем
Об этом Газпром нефть сообщила 28 сентября 2020 г.
Партнер может быть определен по итогам конкурса среди производителей беспилотных воздушных судов, организованного НИЦ Институт им. Жуковского и Ассоциацией разработчиков беспилотных авиационных систем Аэронет.
Конкурс был проведен в рамках 7й Международной научно-практической конференции AERONEXT 2020 на полигонной базе ФКП ГкНИПАС.
Полетное задание было разработано НИЦ Институт им. Жуковского по заказу Газпром нефти.
В ходе полетной программы конкурса отрабатывались технологии и сценарии применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) взлетной массой до 30 кг.
БПЛА должны были совершить беспосадочный перелет с грузом в виде сосудов с пробами нефти на расстояние в 14 км.
Условия полета были приближены к реальным, характерным для месторождений: ограниченное пространство для взлета и посадки из-за инфраструктурных сооружений и близрасположенного лесного массива.
Управление полетами осуществлялось в автоматическом режиме.
В выполнении полетного задания участвовали отечественные компании с опытом коммерческой эксплуатации беспилотных систем: НПП Новые Технологии Телекоммуникаций, Геоскан и Инновационные комплексные системы (г. Санкт-Петербург), Аэроксо и БГ-Оптикс (г. Москва), ФИНКО (г. Ижевск).
Специальная комиссия оценивала беспилотники по следующим параметрам: грузоподъемность, надежность крепления груза, скорость, соблюдение заданной траектории взлета и высоты полета, а также достаточный остаток топлива или заряда аккумуляторов для прохождения дистанции не менее 30 км в реальных условиях месторождений.
По итогам проведенных полетов НИЦ Институт им. Н.Е. Жуковского совместно с компаниями-разработчиками и эксплуатантами БПЛА представит предложения по формированию процедуры подтверждения заявленных характеристик производителем, а также по их дальнейшему применению в интересах российской экономики.
Применение БПЛА для доставки проб нефти может быть оправдано в условиях отсутствия дорог в труднодоступных районах.
Нефтедобывающие компании вынуждены либо терять значительное время на доставку проб до химико-аналитических лабораторий либо нести большие расходы на их содержание лабораторий возле каждой буровой установки.
БПЛА смогут доставлять пробы нефти за 30-40 мин., тогда как в условиях бездорожья автомобильному транспорту потребуется значительно больше времени.
Газпром нефть по итогам конкурса планирует определить партнера, который приступит к разработке технологического решения для беспилотных авиаперевозок проб нефти на Южно-Приобском месторождении.
По результатам опытных испытаний может быть принято решение о внедрении технологии в промышленную эксплуатацию.
Использование БПЛА для доставки проб нефти станет очередным шагом Газпром нефти в расширении использования беспилотных воздушных систем (БВС).
Компания считает внедрение беспилотных авиационных и автомобильных технологий в логистические процессы на удаленных и автономных месторождениях важным элементом своей технологической стратегии.
Компания определила более 70 различных сценариев применения беспилотных авиационных систем, включая воздушно-лазерное сканирование территорий, перевозку грузов, контроль за строительством и состоянием инфраструктуры.
На данный момент 2/3 трубопроводов компании (более 7 тыс. км) частично или полностью контролируются с использованием беспилотников самолетного типа.
Газпром нефть успешно использует для геологоразведки несейсмическими методами БПЛА с дальностью полета до 150 км, а также испытывает сверхдальние БПЛА (порядка 1000 км).
Еще один перспективный проект компании - доставка негабаритных грузов на Восточно-Мессояхское месторождение с использованием тяжелого БПЛА вертолетного типа.
Автор: Е. Алифирова