Москва, 10 янв - ИА Neftegaz.RU. Программа нового российского пассажирского самолета МС-21 будет реализована с композитным крылом из отечественных компонентов.
Об этом 10 января 2019 г. сообщил президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Ю. Слюсарь.
По данным «Ъ», санкции США в отношении Аэрокомпозита, дочки ОАК, и ОНПП Технология им. Ромашина, дочки Ростеха перекрыли поставки из США и Японии материалов, необходимых для создания удлиненного композитного крыла (т.н. «черного крыла»), которое позиционируется как конкурентное преимущество МС-21.
Сверхпрочное композитное крыло МС-21 позволяет значительно улучшить аэродинамику, что уменьшает расходы при эксплуатации лайнера на 12-15% по сравнению с существующими аналогами.
Ряд поставляемых компонентов для композитов, использовавшихся для крыла и части киля, производятся американской Hexcel и японской Toray Industries.
Оставшийся запас композитов рассчитан на 6 самолетов, ожидать, что поставки возобновятся, в ближайшее время не приходится.
Обсуждаются пути решения проблемы, в частности, закупка композитов в Китае, но они толще и тяжелее тех, что используются сейчас.
Но ОАК обещает, что проект будет реализован с композитным крылом из материалов российского производства.
С 2014 г. идет работа авиапрома с Росатомом, ВИАМом, МГУ, рядом частных компаний по созданию технологии изготовления композитных конструкций из отечественных материалов.
Эти решения находятся на стадии перехода к серийному производству, образцы уже проходят испытания.
Внедрение российских композитов в программу МС-21 будет пошагово реализовано после завершения основных сертификационных испытаний.
По поводу самого запрета властей США поставщикам работать с Аэрокомпозитом по гражданскому продукту МС-21, Ю. Слюсарь заявил, что для ОАК он необъясним.
ОАК начал процедуру обжалования этого решения.
Переход на российские композиты, а также ремоторизация МС-21 на двигатель ПД-14 предусмотрена общей программой импортозамещения.
В настоящее время МС-21 выпускаются с американскими двигателями Pratt & Whitney PW1400G, но предусмотрена модификация с российским двигателем ПД-14.
Разработка российского двигателя ПД-14 ведется с 2008 г.
Это перспективный турбореактивный 2-контурный 2-вальный двигатель.
Согласно проекту, двигатель ПД-14 сможет развивать тягу до 14 т во взлетном режиме.
Семейство пассажирских узкофюзеляжных лайнеров МС-21 (Магистральный самолет XXI века) - гражданский проект корпорации Иркут, дочки ОАК, при участии предприятий Ростеха.
Базовой версией самолета является МС-21-300 вместимостью 180-200 мест.
Летно-технические характеристики самолета МС-21-300:
- длина самолета 42,2 м, размах крыла 35,9 м, высота 11,5 м,
- максимальная взлетная масса 79,25 т,
- максимальная коммерческая нагрузка 22,6 т,
- максимальная дальность полета 6000 км,
- вместимость в 2-классной компоновке 163 кресла (16 бизнес + 147 эконом),
- вместимость в плотной компоновке 211 кресел.
Также планируется запуск производства МС-21-200 на 150 мест, рассматривается проект МС-21-400 на более чем 200 пассажиров.
На данный момент собрано 3 самолета МС-21, 4 находится в работе.
Выкатка 1го экземпляра МС-21-300 состоялась в июне 2016 г в г Иркутске, а свой 1й полет МС-21-300 совершил в мае 2017 г.
С 2020 г. Иркут планирует ежегодно производить по 20 МС-21, а с 2023 г. - нарастить производство до 70 машин в год.
Весь проект оценивается более чем в 450 млрд руб.
Автор: Е. Алифирова