Москва, 10 мар - ИА Neftegaz.RU. После стадии стендовых испытаний, ВК-800С весной 2019 г. предполагалось направить на летные испытания.
Весна пришла, но ведущий конструктор проекта силовой установки В. Логинов сообщил журналистам лишь о том, что разработка новых турбовинтовых двигателей ВК-800С, предназначенных для легких самолетов и вертолетов грузоподъемностью 1-1,5 т. еще продолжается.
Уже было проведено более 60 успешных запусков двигателя ВК-800С.
Опытные образцы скоро будут собраны и испытаны на 2х самолетах.
Уральцам придется серьезно потрудиться, если они хотят успеть получить сертифицированный двигатель в 2020 г. и запустить ТВД ВК-800С в серийное производство.
История.
Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) был создан в поселке Кольцово - поселке авиаторов у одноименного аэропорта г. Екатеринбурга в 1939 г.
Вернее, для производства и ремонта авиационной техники и ее компонентов был создан Завод №404, ставший после перестройки УЗГА.
После развала СССР и СЭВ чешская Aircraft Industries (поглотившая ранее чехословацкую Let Kunovice) была в предбанкротном состоянии, владельцы компании постреляли друг в друга, и рука помощи из России была спасением для чехов.
Когда в 2008 г. Уральская Горно-Металлургическая Компания (УГМК) купила долю участия 51% Aircraft Industries, ситуация в мире была немножко другая.
Не было санкций Запада против России и отдельных ее олигархов.
В 2013 г., накануне госпереворота 2014 г. на Украине, УГМК удалось легко довести долю участия до 100% в Aircraft Industries.
Военные версии самолетов Aircraft Industries используют в чешской армии.
В нынешних условиях поглотить чешскую компанию - производителя продукции двойного назначения, вероятно, было бы невозможно.
Тем не менее, в условиях санкций у России появилась уникальная возможность локализовать производство 19-местных турбовинтовых самолетов Let L-410, активно выпускавшихся с 1971 г.
С 2013 г. производится имеющая сертификат типа АР МАК модификация L-410UVP-E20, оснащенная цифровой или аналоговой авионикой, автопилотом и системой предупреждения столкновения самолетов в воздухе и турбовинтовыми двигателями (ТВД) GE H80-200 компании GE Aviation Czech, дочки GE.
Let L-410 Turbolet - старичок, разработанный еще в 1960е гг в советском ОКБ Бериева под названием Бе-30. Позже развитие проекта в рамках Союза экономической взаимопомощи (СЭВ) перевели из СССР в Чехословакию.
Но для региональной авиации, как говаривали в СССР - для полетов на сельские аэродромы с грунтовой ВПП, старичок-турболет продолжает быть достаточно эффективной рабочей лошадкой.
Турбовинтовые двигатели надежны, дешевле и проще в обслуживании.
Особенностью Let L-410 Turbolet является то, что он может работать в экстремальных климатических условиях, а для посадки требуется очень короткая и грунтовая взлетно-посадочная полоса.
Вот почему самолет давно популярен в РФ и других странах бывшего СССР.
Минобороны РФ ранее сообщала о покупке 18 Let L-410 на долгосрочной основе.
Впрочем, и Як-40, производство которого прекратили, тоже был бы неплох для региональной авиации. Может быть и его производство когда - нибудь возобновят.
Белорусы очень хотят наладить его производство на Заводе №407 гражданской авиации.
Производство Let L-410 в России.
Уральцы - медники помогли уральцам - авиаторам.
Локализовать производство Let L-410 Turbolet было решено на УЗГА.
В 2016 г. на заводе началась подготовительная работа для их сборки, и в ноябре 2018 г. был выпущен 1й локализованный Let L-410.
В особой экономической зоне (ОЭЗ) промышленно-производственного типа «Титановая долина» на площадке Уктус было решено построить цех по производству самолетов мощностью до 20 ед/год.
На российских заводах также были размещены заказы на бортовое оборудование- авионику, шасси для посадки на мягкий грунт, лыжные и поплавковые шасси.
Уровень локализации в 2021 г должен составить 72% с 35% - в 2018 г.
В планах заводчан - модернизация и выпуск 40-местного турбовинтового самолета Let L-610, разработанной чехами по заказу Аэрофлота.
Турбовинтовой двигатель (ТВД) ВК-800С.
В условиях санкций Запада рассчитывать на чешско-американские ТВД GE H80-200 для производства в России продукции двойного назначения было бы наивным, и на площадке Уктус ОЭЗ Титановая долина было решено организовать сборку разрабатываемой специально для Let L-410 модификации турбовинтового двигателя ВК-800С.
За основу был взят разработанный в ОДК-Климов газотурбинный авиационный двигатель ВК-800 мощностью до 800 л. с. в развитие турбовального двигателя ВК-800В.
Турбовальный двигатель ВК-800 в модификации для вертолетов начали разрабатывать в начале 2000х гг.
Двигатель ВК-800В 5го поколения в классе мощности 500-800 л.с., предназначенный для вертолетов малой грузоподъемности, был приоритетной разработкой.
Но сейчас приоритетными стали турбовинтовые двигатели ВК-800С, предназначенными для тяжелых БПЛА, в тч военных, и для самолетов малой авиации.
Заказчик - Минпромторг РФ.
Впрочем, график некоторых работ уже нарушен:
- 3 опытных образца ВК-800С предполагалось собрать к концу мая 2018 г в научно-производственном центре Лопатки. Компрессоры. Турбины(НПЦ ЛКТ, Московская область);
- летом 2018 г на НПЦ ЛКТ предполагалось проведести стендовые испытания ТВД;
- осенью 2018 г. - летные испытания ВК-800С;
- 2020 г. - получение сертификата типа на ВК-800С;
- развернуть серийное производство двигателя на НПЦ ЛКТ.
Участники кооперации по ТВД ВК-800С: Авиационные редукторы и трансмиссии - Пермские моторы, Металлист - Самара, Омское моторостроительное конструкторское бюро, УНПП Молния и другие российские компании.
Автор: О. Бахтина