Соответствующее решение Арбитражный суд республики Башкортостан (дело А07-19214/2024) принял 8 октября (полный текст опубликован 18 октября), внимание на это решение обратил РБК Уфа 31 октября 2024 г.
Решение суда
Арбитражный суд республики Башкортостан постановил взыскать с ответчика 226,8 млн руб. по договору, связанному с поставкой газоперекачивающих агрегатов (ГПА) для комплекса по сжижению природного газа (КСПГ) Портовая в Ленинградской области, в т.ч.:- задолженность в размере 219,952 млн руб.,
- неустойку в размере 6,599 млн руб.,
- расходы по оплате госпошлины в размере 200 тыс. руб.
Суть спора
В июне 2017 г. РЭП Холдинг и НИПИ НГ Петон заключили договор на поставку 2 комплектов ГПА-32 Ладога для КСПГ Портовая.ГПА-32 Ладога выпускает Невский завод, дочка РЭП Холдинга, покупателем выступал НИПИ НГ Петон, который вел пуско-наладочные работы на КСПГ Портовая.
Спорная сумма касалась окончательного платежа за поставку оборудования и гарантийных обязательств поставщика.
Оборудование поставлялось на КСПГ Портовая частями в 2018-2019 гг., в полном объеме поставка ГПА была завершена в марте 2019 г.
Пусконаладочные работы (ПНР) и комплексное опробование 2 комплектов ГПА-32 Ладога были успешно завершены 15 сентября 2022 г. (по договору ПНР должны были завершиться 30 ноября 2018 г.).
НИПИ НГ Петон утверждал, что РЭП Холдинг пропустил срок исковой давности, ссылаясь на то, что договор связывает начало исчисления срока для окончательного платежа с успешным завершением ПНР только в случае смещения сроков выполнения ПНР по вине поставщика.
Суд не увидел вины поставщика в переносе сроков завершения ПНР.
Таже суд посчитал, что до момента успешного завершения ПНР ни ведущий ПНР Петон, ни РЭП Холдинг, как изготовитель и поставщик оборудования, на которое он предоставил гарантию качества, не могли знать, по чьей вине произойдет дальнейшая задержка в завершении ПНР.
Следовательно, вплоть до успешного завершения ПНР РЭП Холдинг не мог знать о возникновении на своей стороне права требования оплаты поставленного оборудования.
В отношении гарантийного срока суд решил, что гарантийные обязательства поставщика прекратились в марте 2022 г.
Не первый спор
Ранее НИПИ НГ Петон проиграл еще один иск РЭП Холдинга, касающегося той же самой поставки 2 комплектов ГПА-32 Ладога на КСПГ Портовая.По допсоглашению к договору поствки РЭП Холдинг как поставщик оборудования должен был провести шефмонтажные и шефналадочные услуги.
Произведя шефмонтажные и шефналадочные работы, РЭП Холдинг потребовал оплату, но Петон отказался, после чего РЭП Холдинг пошел в суд.
В мае 2024 г. Арбитражный суд республики Башкортостан полностью удовлетворил исковые требования РЭП Холдинга к Петону на сумму 34,6 млн руб. (задолженность в размере 31,464 млн руб. и 3,147 млн руб. пени).
7 августа 18й арбитражный апелляционный суд оставил решение в силе.
В ходе разбирательства Петон настаивал, что в полученном оборудовании были выявлены недостатки.
Дефекты были связаны утечками воды (свищами) на трубопроводе противопожарного водоснабжения (в шефмонтажных работах использовались материалы, которыми было укомплектовано оборудование).
Суд посчитал, что выявленные дефекты оборудования являются недостаточным основанием для отказа в платеже за шефмонтажные работы.
При этом требования Петона об устранении дефектов, выявленных в ходе эксплуатации оборудования, могут быть рассмотрены в рамках отдельного судебного разбирательства.
КСПГ Портовая
Среднетоннажный завод КСПГ Портовая построен на северо-восточном побережье Финского залива рядом с компрессорной станцией (КС) Портовая, головной КС магистрального газопровода (МГП) Северный поток-1.Параметры проекта:
- проектная производительность - 1,5 млн т/год СПГ,
- 2 технологические линии по технологии Linde Limum3 - многостадийный процесс на смешанном хладагенте с применением спирально-витых теплообменников собственного производства,
- полученный СПГ направляется по 2 независимым линиям в резервуар хранения СПГ, а затем по криогенному трубопроводу протяженностью 4 км на судно-накопитель FSU Портовый,
- вместимость наземного резервуара составляет 42 тыс. м3, FSU Портовый - 138 тыс. м3,
- FSU Портовый перегружает СПГ на другие танкеры-газовозы по схеме борт-в-борт.
Строительство КСПГ Портовая началось в 2016 г., ввод в эксплуатацию намечался на 2018 г., но постоянно откладывался.
После ухода Linde с российского рынка, процесс пуско-наладки КСПГ Портовая самостоятельно завершал Петон.
6 сентября 2022 г. зампред правления Газпрома В. Маркелов сообщил, что на КСПГ Портовая строительно-монтажные работы были завершены, 30 мая на технологические объекты подан газ и обеспечена готовность хранилища.
В августе 2022 г. была запущена 1я технологическая линия, а в сентябре под погрузку к FSU Портовый встал первый танкер-газовоз.
Официально о запуске КСПГ Портовая Газпром инвест объявил в начале октября 2022 г.