Это следует из определения Арбитражного суда Москвы.
Согласно документу, суд принял к производству встречное исковое заявление, поданное 16 января 2024 г.
31 августа 2023 г. Транснефть подала иск на 4,8 млрд руб. к Роснефти.
Однако суть претензий в карточке дела не была отражена.
20 ноября 2023 г. стало известно, что Арбитражный апелляционный суд г. Москвы прекратил производство по иску Роснефти, которая требовала взыскать с Транснефти убытки из-за загрязненной нефти, связанному с загрязнением на магистральном нефтепроводе (МНП) Дружба в 2019 г.
Тогда сообщалось:
- в декабре 2022 г. отклонили иск;
- суд рассматривал апелляцию на решение арбитража;
- 25 октября 2023 г. от Роснефти поступило ходатайство об отказе от искового заявления полностью или частично.
Компания тогда понесла убытки, поскольку прокачка была остановлена из-за неспособности Транснефти обеспечить соответствие качества поставляемой по трубопроводу нефти.
Однако Транснефть уверяла, что у Роснефти нет каких-либо убытков, связанных с поставками некачественной нефти иностранным покупателям, которые она заявила в иске и намерена взыскать в судебном порядке, равно как и других убытков, за которые компания может или обязана нести ответственность.
Причина конфликта
- в апреле 2019 г. начался большой конфликт;
- Транснефти пришлось остановить МПН Дружба больше, чем на месяц для устранения последствий загрязнения;
- нефтепровод остановили в 25-26 апреля 2019 г., а поставки в полном объеме восстановить только к 1 июля 2019 г.;
- в результате инцидента хлорорганикой было загрязнено около 4,3 млн т нефти (порядка 2% от общего годового объема экспорта по МНП Дружба);
- без российской нефти, следующей по МНП Дружба остались Белоруссия, Польша, Венгрия, Германия, Украина и страны Балтии;
- соглашения о компенсациях заключили, в частности, ЛУКОЙЛ и венгерская MOL, казахстанские грузоотправители, Сургутнефтегаз и TotalEnergies, Газпром нефть, Роснефть в отношении объемов, поставленных на германский НПЗ Лейне;
- с того времени Транснефть и Роснефть тщетно обмениваются взаимными претензиями;
- в конце марта 2021 г. Транснефть сообщала, что вопросы компенсации урегулированы со всеми компаниями-грузоотправителями, кроме Роснефти;
- Роснефть посчитала размер компенсации недостаточным, поскольку в ее случае имеет место ряд обстоятельств, которые необходимо учитывать;
- в декабре 2022 г. этот же суд отказал Роснефти в удовлетворении встречного иска к Транснефти на 3,4 млрд руб.
- 23 декабря 2022 г. стало известно, что арбитражный суд Москвы отложил на 7 февраля 2023 г. рассмотрение иска Транснефти к Роснефти на 2 млрд руб.
- Транснефть подала ходатайство о приобщении к делу дополнительных материалов;
- в августе 2022 г. Транснефть подала иск к Роснефти на 2 млрд руб. о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам хранения нефти;
- 23 мая 2022 г. Транснефть получила иск Роснефти о возмещении убытков, которые были связаны с инцидентом в апреле 2019 г., без приложения расчета и документов, подтверждающих заявленные требования;
- вместо предусмотренных законом доказательств понесенных убытков, 24 мая 2022 г. от Роснефти было получено предложение подписать соглашение о признании компанией обязательств по безусловному возмещению в будущем убытков от претензий иностранных покупателей, размер которых Роснефть не может определить или подтвердить.
МНП Дружба
- берет начало под г. Самара, проходит через г. Брянск до Мозыря и далее разветвляется на 2 участка:
- северный (по территории Беларуси в направлении Польши и Германии),
- южный (по территории Украины в направлении Венгрии, Словакии, Чехии);
- транспортировка нефти из РФ в Польшу по МНП Дружба была остановлена в конце февраля;
- в ФРГ прокачка российской нефти по МНП не ведется с начала 2023 г.
Автор: П. Паршинова