Об этом следует из картотеки суда.
Тезисы из картотеки:
- в декабре 2022 г. отклонили иск;
- суд рассматривал апелляцию на решение арбитража;
- 25 октября 2023 г. от Роснефти поступило ходатайство об отказе от искового заявления полностью или частично.
Компания тогда понесла убытки, поскольку прокачка была остановлена из-за неспособности Транснефти обеспечить соответствие качества поставляемой по трубопроводу нефти.
По информации и документам Транснефти, у Роснефти нет какие-либо убытков, связанных с поставками некачественной нефти иностранным покупателям, которые она заявила в иске и намерена взыскать в судебном порядке, равно как и других убытков, за которые компания может или обязана нести ответственность.
- компания Транснефть урегулировала вопрос Роснефтью;
- стороны договорились, что Роснефть сможет до конца мая 2025 г. получить у Транснефти возмещение убытков своих иностранных клиентов, если те будут доказаны;
- однако предельный размер не должен превысить 15 долл. США/барр.
Суть конфликта
- в апреле 2019 г. начался большой конфликт;
- Транснефти пришлось остановить МПН Дружба больше, чем на месяц для устранения последствий загрязнения;
- нефтепровод остановили в 25 – 26 апреля 2019 г., а поставки в полном объеме восстановить только к 1 июля 2019 г.;
- в результате инцидента хлорорганикой было загрязнено около 4,3 млн т нефти (порядка 2% от общего годового объема экспорта по МНП Дружба);
- без российской нефти, следующей по МНП Дружба остались Белоруссия, Польша, Венгрия, Германия, Украина и страны Балтии;
- соглашения о компенсациях заключили, в частности, ЛУКОЙЛ и венгерская MOL, казахстанские грузоотправители, Сургутнефтегаз и TotalEnergies, Газпром нефть, Роснефть в отношении объемов, поставленных на германский НПЗ Лейне;
- с того времени Транснефть и Роснефть тщетно обмениваются взаимными претензиями;
- в конце марта 2021 г. Транснефть сообщала, что вопросы компенсации урегулированы со всеми компаниями-грузоотправителями, кроме Роснефти;
- Роснефть посчитала размер компенсации недостаточным, поскольку в ее случае имеет место ряд обстоятельств, которые необходимо учитывать;
- в январе 2023 г.
- в декабре 2022 г. этот же суд отказал Роснефти в удовлетворении встречного иска к Транснефти на 3,4 млрд руб.
- 23 декабря 2022 г. стало известно, что арбитражный суд Москвы отложил на 7 февраля 2023 г. рассмотрение иска Транснефти к Роснефти на 2 млрд руб.
Транснефть подала ходатайство о приобщении к делу дополнительных материалов; - в августе 2022 г. Транснефть подала иск к Роснефти на 2 млрд руб. о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам хранения нефти;
- 23 мая 2022 г. Транснефть получила иск Роснефти о возмещении убытков, которые были связаны с инцидентом в апреле 2019 г., без приложения расчета и документов, подтверждающих заявленные требования;
- вместо предусмотренных законом доказательств понесенных убытков, 24 мая 2022 г. от Роснефти было получено предложение подписать соглашение о признании компанией обязательств по безусловному возмещению в будущем убытков от претензий иностранных покупателей, размер которых Роснефть не может определить или подтвердить.
МНП Дружба
- берет начало под г. Самара, проходит через г. Брянск до Мозыря и далее разветвляется на 2 участка:
- северный (по территории Беларуси в направлении Польши и Германии),
- южный (по территории Украины в направлении Венгрии, Словакии, Чехии);
- транспортировка нефти из РФ в Польшу по МНП Дружба была остановлена в конце февраля;
- в ФРГ прокачка российской нефти по МНП не ведется с начала 2023 г.
Автор: П. Паршинова