Тезисы Транснефти:
- 23 мая компания получила иск Роснефти о возмещении убытков, связанных с инцидентом, без приложения расчета и документов, подтверждающих заявленные требования.
- Вместо предусмотренных законом доказательств понесенных убытков, 24 мая 2022 г. от Роснефти получено предложение подписать соглашение о признании компанией обязательств по безусловному возмещению в будущем убытков от претензий иностранных покупателей, размер которых Роснефть не может ни определить, ни подтвердить.
- По имеющимся в распоряжении Транснефти информации и документам, у Роснефти отсутствуют какие-либо убытки, связанные с поставками некачественной нефти иностранным покупателям, которые она заявила в иске и намерена взыскать в судебном порядке, равно как и любые иные убытки, за которые компания может или должна нести ответственность.
- Предложения Роснефти не соответствуют интересам компании, интересам ее акционеров и действующему законодательству.
В частности, компания перечислила Роснефти более 75 млн долл. США в адрес Total, Trafigura и Мозырского НПЗ.
К апрелю 2022 г. во внесудебном порядке Транснефть урегулировала последствия инцидента со всеми грузоотправителями, которые были в этом заинтересованы.
Большинство российских ВИНКов и казахстанские производители нефти (всего более 40 компаний) в установленные законом сроки подтвердили наличие у них убытков, предоставили необходимые документы и заключили с Транснефтью соглашения о полном и окончательном урегулировании всех последствий инцидента.
Самый большой конфликт, споры из-за которого затянулись на несколько лет произошел в апреле 2019 г.
Транснефти пришлось остановить МПН Дружба больше чем на месяц для устранения последствий загрязнения. Нефтепровод остановили в 25 – 26 апреля, а поставки в полном объеме восстановить только к 1 июля 2019 г.
В результате инцидента хлорорганикой было загрязнено около 4,3 млн т нефти (порядка 2% от общего годового объема экспорта по МНП Дружба).
Без российской нефти, следующей по МНП Дружба остались Белоруссия, Польша, Венгрия, Германия, Украина и страны Балтии.
Соглашения о компенсациях заключили, в частности, ЛУКОЙЛ и венгерская MOL, казахстанские грузоотправители, Сургутнефтегаз и Total, Газпром нефть, Роснефть и французская Total в отношении объемов, поставленных на германский НПЗ Лейне.
С тех пор Транснефть и Роснефть тщетно обмениваются взаимными претензиями.
В конце марта 2021 г. Транснефть сообщала, что вопросы компенсации урегулированы со всеми компаниями-грузоотправителями, кроме Роснефти.
Роснефть посчитала размер компенсации недостаточным, поскольку в ее случае имеет место ряд обстоятельств, которые необходимо учитывать.