PGNiG подала против Газпрома встречный иск о снижении цен на газ по Ямальскому контракту
Постоянные споры с Газпромом по Ямальскому контракту не помешали Польше в 2021 г. увеличить закупку российского газа до максимума с 2016 г.
Об этом PGNiG сообщила 11 февраля 2022 г.
В ответе PGNiG, поданном на иск Газпрома в Стокгольмский арбитраж, компания просит отклонить требования Газпрома о повышении контрактной цены.
Требования Газпрома компания считает лишенным оснований и неприемлемыми в формальном отношении.
Кроме того, PGNiG, независимо от просьбы отклонить требования Газпрома, предъявила встречный иск к российской компании о снижении контрактной цены на газ на основании своего запроса от 1 ноября 2017 г.
Начало арбитражного разбирательства инициировало процедуру разрешения споров, предусмотренную Ямальским контрактом.
Но в то же время, это не исключает возможности их мирного урегулирования в случае достижения соглашения между PGNiG и Газпромом.
Хотя с учетом многолетнего опыта судебных разбирательств между компаниями, как в Стокгольме, так и в др. европейских судах, вероятность досудебного урегулирования крайне мала.
В соответствии с условиями Ямальского контракта, у обеих сторон контракта возникает право требовать очередного пересмотра цены каждые 3 года, чем они активно пользуются.
Причем у PGNiG возникают претензии не только по уровню цен, но и по формуле ценообразования, что также было предметом спора компаний в суде.
Очередной этап судебных разбирательств в Стокгольмском арбитраже PGNiG и Газпром начали в январе 2022 г.
14 января 2022 г. PGNiG сообщила, что Газпром и Газпром экспорт обратились в Стокгольмский арбитраж для пересмотра цены по Ямальскому контракту.
В своем иске Газпром настаивает на ретроактивном повышении цен на газ по Ямальскому контракту с 2017 г. и с 2020 г. на основании запросов о пересмотре цены контракта от 8 декабря 2017 г. и 9 ноября 2020 г.
Таким образом Газпром отреагировал на запросы PGNiG о снижении цены контракта от 1 ноября 2017 г. и от 1 ноября 2020 г.
Причем второй запрос, от 1 ноября 2020 г. PGNiG сама скорректировала 28 октября 2021 г. в условиях рекордно высоких цен на газ в Европе.
Ранее PGNiG дважды, в 2011 и 2015 гг., использовала эту возможность арбитражные права, предусмотренные в Ямальском контракте.
В результате разбирательства, начатого в 2015 г., в марте 2020 г. Стокгольмский арбитраж изменил формулу ценообразования Ямальского контракта, согласившись с запросом PGNiG.
Тогда суд поддержал требования польской компании о пересмотре цен на газ для Польши в период с 1 ноября 2014 г. по 29 февраля 2020 г., а также ценовую формулу в контракте, установив сильную прямую связь цены на газ с рыночными котировками на европейском газовом рынке.
В июле 2020 г. Газпром экспорт перечислил PGNiG 1,5 млрд долл. США по решению суда, одновременно обжалуя это решение.
Жалобу Газпрома на частичное решение арбитража Апелляционный суд округа Свеа (Стокгольм) отклонил в декабре 2020 г.
Слушания по жалобе Газпрома на финальное решение арбитража прошли на этой неделе, вынести решение апелляционный суд планирует 3 марта 2022 г.
Примечательно, что добившись в суде изменения ценовой формулы и более сильной связи цены на газ по Ямальскому контракту с рыночными ценами, PGNiG поставила себя в сложное положение.
В условиях газового кризиса в Европе, когда цены на газ пробивали отметку 2000 долл. США/1000 м3, а сейчас держатся в диапазоне 800-900 долл. США/1000 м3, PGNiG чувствует себя очень некомфортно.
Этим и было обусловлено изменение 28 октября 2021 г. запроса PGNiG на корректировку цены от 1 ноября 2020 г.
Компания тогда заявляла, что видит возможности для цены на поставляемый ей газ в условиях беспрецедентного роста цен на природный газ на европейском оптовом рынке.
Долгосрочный контракт на поставку газа в Польшу был заключен 25 сентября 1996 г.
Контракт предусматривает поставку в Польшу до 10,2 млрд м3/год газа, принцип «бери или плати» касается 8,7 млрд м3/год.
Контракт действует до конца 2022 г., продлевать его Польша не намерена, о чем согласно требованиям контракта уже проинформировала Газпром.
Польша последовательно заявляет, что этот контракт ей невыгоден, что впрочем не помешало Польше значительно увеличить закупку российского газа.
По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), поставки российского газа в Польшу в 2021 г. выросли на 9,4% по сравнению с 2020 г. и составили 10,579 млрд м3.
Это стало максимальным показателем с 2016 г., когда в Польшу было поставлено 11,07 млрд м3 газа.
При этом импорт сжиженного природного газа (СПГ) Польша в 2021 г., по данным Gas Infrastructure Europe, увеличила лишь на 2%, до 3,939 млрд м3.
Между тем, поставки СПГ через свои регазификационные СПГ - терминалы (расширяемый действующий терминал в Свиноуйсьце и планируемый в Гданьске) Польша рассматривает как способ обеспечения себя газом после 2022 г., когда истечет Ямальский контракт.
Их должны дополнить поставки газа с шельфа Норвегии по магистральному газопроводу (МГП) Baltic Pipe и газ собственной добычи PGNiG на территории Польши.
Однако добыча газа в Польше растет неохотно, из-за чего PGNiG пытается расширить свою ресурсную базу за счет партнерства с Украиной, а МГП Baltic Pipe на полную мощность 10 млрд м3/год начнет работать с опозданием, в конце 2022 г.
Морская часть газопровода готова, но на суше в Дании по решению регулятора остается заблокированным отрезок протяженностью 49 км, а также ЛЭП для будущей компрессорной станции (КС) Эвердруп.
Еще одна проблема заключается в том, что активы польской PGNiG на норвежском шельфе в 2022 г. в лучшем случае позволят добывать лишь 2,5 млрд м3/год газа, что означает необходимость докупки дополнительных объемов газа, а это вновь ставит компанию в зависимость от рыночной ситуации.
Покрыть потенциальный дефицит газа PGNiG могла бы за счет краткосрочных контрактов с Газпромом, такую возможность Польша изначально не исключала.
Но опыт 2021 г. показал, что Газпром сосредоточен на долгосрочных контрактах, что дает PGNiG серьезный повод для беспокойства.