Всего серия атомных ледоколов проекта 22220 будет состоять из 5 судов.
Строительство последующих 2 судов продолжается на Балтийском заводе:
- Урал уже спущен на воду, но пока не достроен,
- Якутия и Чукотка заложены 26 мая и 16 декабря 2020 г. соответственно.
Дело в том, что масштаб претензий Атомфлота к Балтийскому заводу (входит в состав ОСК) в 5 раз превысил размер плановой прибыли, подсчитала Фонтанка.ру, а судебные разбирательства продолжаются.
В цифрах:
- стоимость контракта на строительство 1го атомохода серии 22220 - примерно 40-50 млрд руб.
- плановая рентабельность - составляет 0,5 %.
- Т.е. прибыль Балтийского завода за 2 построенных ледокола - Арктика и Сибирь, можно оценить примерно в 0,4-0,5 млрд руб.
- Общая сумма претензий заказчика серии Атомфлота к концу 2021 г. перевалила за 2,1 млрд руб., 0,4 млрд из которых в живом процессе.
Первая претензия, направленная в суд Атомфлотом, была составлена в июне 2020 г., за 4 месяца до получения ледокола Арктики.
Заказчик был крайне возмущен опозданиями при строительстве Арктики, Сибири и даже недостроенного пока Урала.
Наказание выбрано жестокое, видимо, чтоб было эффективным, - Росатомфлот требовал по 1 млн руб. за каждый 1 день задержки, причем неважно чего - это могла быть запоздалая передача какого-нибудь документа на согласование или задержка введения в действие системы видеонаблюдения на строительной площадке.
Таких исков 6, и все они вводили в изумление Арбитражный суд г. Москвы, где в большинстве своем слушались.
Судьи пытались понять, каким образом, например, задержка за просрочку в предоставлении копий подрядных договоров и спецификаций к ним при строительстве Арктики и Сибири нанесла Атомфлоту ущерб в 733 млн руб.
Конечно, Атомфлот уличили в злоупотреблении правом и рекомендовали соотносить ущерб с объективной реальностью.
Из 1,7 млрд руб., которые Атомфлот пытался взыскать с Балтийского завода, суды поддержали 100 тысяч — 1 руб. из 17 тыс. предъявленных.
На сегодняшний день все 6 решений вступили в законную силу, новых претензий из-за задержек в строительстве серии 22220 у госзаказчика пока не видно.
Тем не менее Атомфлоту мало - он взыскал с судостроителей 57 млн руб. за сожженное в ходе повторных испытаний гребного электродвигателя Арктики ядерное топливо.
- в ходе заводских ходовых испытаний Сибирь провела в акватории Финского залива более 2 недель,
- при передаче судна выявлены дефекты, из-за чего оно отправилось на дополнительные испытания.
Ледокол серии 22220 ушел на испытания 16 ноября, предполагалось благополучное возвращение через неделю.
Фактически Сибирь вернулась 19 декабря, а до того её несколько раз видели у заводского причала, и опять с недочетами.
Требование вступило в законную силу, несмотря на то, что юристы Балтийского завода дошли до кассационного суда.
Первое плаванье ледокола Арктика также обошлось Балтийскому заводу дороговато - вышла из строя паротурбинная установка производства Киров-Энергомаша, Атомфлот предъявил 0,4 млрд руб.
Большую часть зимы 2020/2021 атомоход простоял в мурманском порту, после чего вернулся в г. Санкт - Петербург для ремонта.
Этой историей Арбитражный суд Мурманской области займется в конце января 2022 г.
На Балтийском заводе и Кировском и Петербургском тракторных заводах, являющихся солидарными поручителями по обязательствам в контракте, ничтоже сумняшеся прислали ответный иск на 1,1 млрд рублей, не анонсировав широкой общественности суть претензий.
Судебные споры между Балтийским заводом и Киров-Энергомашем насчитывают 6 процессов с общей суммой претензий в 1,7 млрд руб, счет 3:2:
- 3 процесса на 1,3 млрд выиграл Балтийский завод,
- 2 выигрыша - у Киров-Энергомаша.
- дали меньше средств на модернизацию;
- а используемые технологии оказались более трудозатратны;
- необходимость банковской гарантии страхования увеличило затраты на около 1,5 млрд руб/1 судно.